СОДЕРЖАНИЕ
Предмет Сольфеджио
Основные понятия
Таблицы
Приложения
1. Предмет «Сольфеджио».
СОЛЬФЕДЖИО (итал. solfeggio — от названия музыкальных звуков соль и фа):
1) то же, что и сольмизация;
2) учебная дисциплина, предназначенная для развития слуха музыкального и музыкальной памяти. Включает сольфеджирование (одно- или многоголосное пение с произнесением названий звуков), диктант, музыкальный, анализ на слух;
3) сборники упражнений для одно- или многоголосного сольфеджирования или анализа на слух;
4) специальные вокальные упражнения для развития голоса .
На каждом уроке Сольфеджио в музыкальной школе должна проводиться работа по следующим разделам:
1. вокально-интонационные навыки;
2. сольфеджирование и пение с листа;
3. воспитание чувства метроритма;
4. воспитание музыкального восприятия (анализ на слух);
5. музыкальный диктант;
6. воспитание творческих навыков;
7. теоретические сведения.
Что такое вокально-интонационные навыки?
Это мелодические элементы для пения (интонационные), которые нужно научиться правильно и удобно петь (вокальные). Эти элементы: сочетания ступеней, гаммы и их отрезки, интервалы, аккорды. Это всё, что относится к освоению музыкального пространства.
Что такое сольфеджирование и пение с листа?
Это пение по нотной строчке выученных, известных песен-номеров (сольфеджирование) и пение нотной строчки, увиденной впервые, с помощью имеющейся в голове слуховой базы. Это умение охватить в целом музыкальную мысль.
Что такое воспитание чувства метроритма?
Это всё, что относится к временной стороне музыки, к её движению во времени. Это длительности, метры, размеры, ритмические рисунки, темпы.
Что такое анализ на слух?
Это умение слуха распознавать отдельные элементы музыкальной речи, умение слуха разделять целое на части. То есть, умение ответить на вопрос: из чего (как) сделана эта музыкальная ткань?
Что такое музыкальный диктант?
Это умение найти (взять) из имеющейся слуховой базы, накопленной в голове, одноголосные, многоголосные, ритмические и т.д. образцы и записать данный пример нотными знаками.
Что такое воспитание творческих навыков?
Это умение сделать из известных элементов музыкального языка что-то своё, т.е. "расположение известных кусочков мозаики" в другом порядке.
Что такое теоретические сведения на уроке?
Это специфические музыкальные термины, правила. Это названия, понятия, употребляемые именно в музыке.
2. Основные понятия.
Тема 1. Звук
1. Что такое звук как физическое явление? Звук как физическое явление представляет собой колебательные движения какого-либо тела - источника звука (струны, воздушного столба в духовом инструменте), создающего в воздухе звуковые волны. Действие звуковых волн на органы слуха порождает ощущение звука.
2. Какой звук называется музыкальным? В природе существует множество звуков, но не все звуки могут служить материалом для музыки. Музыкальные звуки, в отличие от шума, обладают особыми свойствами; они отобраны в определенную систему в процессе развития музыкальной культуры.
3. Какими свойствами обладает музыкальный звук? Свойствами звука называют четыре качества, зависящие от физических причин. Эти свойства: высота, длительность, громкость и тембр.
4. От чего зависит высота звука? Высота зависит от частоты звуковых колебаний: чем чаще колебания, тем выше звук; чем реже колебания - звук ниже.
5. Что такое длительность звука? Длительностью звука называется продолжительность колебательного движения.
6. От чего зависит громкость звука? Громкость звука зависит от амплитуды (размаха) колебательного движения: чем больше амплитуда, тем звук громче; чем размах меньше -звук тише.
7. Что такое тембр звука? Тембром называется окраска звука.
8. Что такое музыкальная система? Музыкальной системой называется отобранный практикой ряд звуков, которые находятся в определенных соотношениях по высоте.
9. Что такое звукоряд? Звукорядом называется совокупность звуков музыкальной системы, расположенных в порядке высоты. Музыкальная система и звукоряд наиболее наглядно обозреваются на фортепиано: на нем есть 88 звуков различной высоты. Сверх этого числа звуки в музыке почти не употребляются.
10. Что такое ступень? Ступенью называется звук музыкальной системы.
11. Сколько имеется основных ступеней звукоряда? Основными называются семь ступеней музыкальной системы (звукоряда), которым даны самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си. Они соответствуют белым клавишам фортепиано.
12. Какие существуют системы названия ступеней? Есть две системы названия ступеней: слоговая и буквенная. Слоговая: до, ре, ми… Буквенная: C (до), D (ре), E (ми), F (фа), G (соль), A (ля), H (си), B (си-бемоль).
13. Как обозначается звук? Для обозначения звука принят овал, внутри пустой или заполненный. Овал, обозначающий звук, называется нотой.
14. Что такое нотный стан? Нотным станом (нотоносцем) называется система из пяти параллельных горизонтальных линий, на которой размещаются ноты. Счет ведется снизу вверх. В начале нотного стана ставится вертикальная черта, называющаяся начальной. Если произведение излагается одновременно на нескольких нотных станах, то начальная черта у них общая. Кроме того, еще ставится объединяющая нотные станы скобка, называемая акколадой. Акколада бывает фигурная (для фортепиано, аккордеона, органа) и прямая (для всех ансамблей, хора и оркестра).
15. Что такое ключ? Ключом называется знак, который ставится на одной из линий нотного стана и дает ей название определенной ступени звукоряда. Основных ключа два: скрипичный и басовый. Скрипичный ключ обозначает соль первой октавы и ставится на второй линии нотного стана. Басовый ключ обозначает фа малой октавы и ставится на четвертой линии нотного стана. Есть еще ключи До.
16. Что такое октавная система? Семь основных ступеней периодически повторяются на разных участках звукоряда. Суть данного сходства в том, что если данную ступень принять за первую, то при счете подряд восьмая ступень представляется как бы повторением первой на другой высоте. Расстояние же от данной ступени вверх или вниз до восьмой одноименной называется октавой. На фортепиано 7 полных и 2 неполных октав. Названия снизу вверх по звукоряду: субконтроктава (неполная), контроктава, большая октава, малая октава, первая, вторая, третья, четвертая, пятая (неполная).
17. Что такое производные ступени звукоряда? Производными называются ступени звукоряда, получаемые посредством повышения или понижения его основных ступеней.
18. Что такое альтерация? Повышение или понижение ступени называется альтерацией.
19. Какие бывают знаки альтерации? Знаками альтерации называются знаки, ставящиеся слева от ноты и указывающие на повышение или понижение основной ступени: диез - знак, повышающий ступень на полтона вверх, дубль-диез - повышение на тон; бемоль - знак, понижающий ступень на полтона, дубль-бемоль - на тон; бекар - знак, отменяющий действие диеза и бемоля. Знаки альтерации бывают ключевые (ставятся при ключе) и случайные (ставятся непосредственно перед нотой).
20. Как называются производные ступени? По слоговой системе название измененной ступени складывается из названия основной ступени и знака альтерации (например, до-диез). По буквенной системе к обозначениям основных ступеней прибавляются новые окончания: диез - is, дубль-диез - isis, бемоль - es, дубль-бемоль - eses. Есть исключения: es вместо eses (ми-бемоль), as вместо aes (ля-бемоль), b вместо hes (си-бемоль).
21. Что такое энгармонизм звуков? Энгармонизмом называется равенство звуков по высоте при различном их обозначении. Пример: до-диез = ре-бемоль.
22. Что такое темперированный строй? Темперированным строем называется такой строй, который делит каждую октаву звукоряда на равные части. Таким образом: 1) полутон является наименьшим расстоянием по высоте, 2) в октаве 12 полутонов.
Тема 2. Ритм и метр
1. Что такое ритм? Ритмом называется организованная последовательность длительностей звуков.
2. Какие существуют знаки для обозначения длительности звуков? Для обозначения длительности звуков существует ряд основных нотных знаков: 1) овал ноты - пустой или заполненный, 2) вертикальная палочка (штиль), которая добавляется к овалу, 3) хвосты (ребра длительности) от одного до четырех, добавляющиеся к палочке справа; в группе нот хвосты большей частью сливаются в общие прямые (параллельные) линии.
3. Что такое основное деление длительностей? Основное соотношение звуковых длительностей таково, что каждая более крупная длительность относится к ближайшей более мелкой, как 2:1. Основные длительности: целые, половинные, четвертные, восьмые, шестнадцатые, тридцать вторые, шестьдесят четвертые.
4. Что такое пауза? Паузой называется перерыв в звучании (время молчания). Паузы измеряются подобно длительностям.
5. Какие бывают знаки для увеличения длительностей? Для того, чтобы обозначить продление звука, применяются следующие знаки: 1) лига (дуга), соединяющая соседние одинаковые ноты; из соединенных лигой нот образуется одна более крупная длительность, равная их сумме; 2) точка, ставящаяся справа от ноты и удлиняющая ноту на половину ее длительности; 3) две точки, ставящиеся справа от ноты и удлиняющие ноту на половину ее длительности + половину удлиненной части; 4) фермата - знак, который ставится над или под нотой и обозначает произвольное увеличение длины звука или паузы.
6. Какие встречаются особые виды ритмического деления? Особыми видами ритмического деления называется дробление длительностей на произвольное количество частей, не совпадающее с основным их делением. Если длительность делится на три части, вместо деления на две, образуется триоль; на пять, вместо деления на четыре - квинтоль. Встречаются секстоль, септоль - деление на 6, 7 частей вместо четырех и много других произвольных делений длительностей.
7. Что такое метр? В музыке, как и в речи, есть ударные и безударные звуки. Ударение звука называется акцентом. Ударные и безударные звуки принято называть сильными и слабыми долями. Равномерное чередование сильных и слабых долей называется метром.
8. Как обозначается метр в музыке? В нотной записи метр называется размером, который обозначается дробью. Числитель дроби указывает на количество долей, знаменатель - на длительность, которая принята за долю. Пример: размер 3/4 - три доли и каждая доля равна четвертной длительности.
9. Что такое такт и тактовая черта? Расстояние от одной сильной доли до другой называется тактом. Тактовая черта ставится непосредственно перед сильной долей и служит для ее обозначения.
10. В каких случаях ставится двойная тактовая черта? Двойная тактовая черта ставится в конце произведения или резко отделенной его части (в печатных нотах правая черта толще левой), а также перед новыми ключевыми знаками.
11. Что такое затакт? Неполный такт, начинающийся со слабой доли, называется затактом. Произведения, начинающиеся затактом, заканчиваются неполным тактом, дополняющим затакт.
12. Какие бывают метры и размеры? Метры и размеры бывают: простыми, сложными, сложными смешанными.
13. Что такое простые метры и размеры? Простыми называются метры и размеры, имеющие две или три доли при одной сильной. Это двухдольные (2/4) и трехдольные (3/4, 3/8, 3/2) метры и размеры.
14. Что такое сложные метры и размеры? Сложными называются метры и размеры, образующиеся от слияния однородных простых метров (размеров) и поэтому имеющие больше чем один акцент. Акцент первого из слитых простых метров сильнее, чем акценты последующих простых метров, вошедших в данный сложный. Поэтому первая доля всего сложного метра называется тяжелой (сильной), а первые доли последующих простых метров, вошедших в его состав, - относительно сильные. Сложные метры (размеры) бывают двудольными (4/4 = 2/4 + 2/4) и трехдольными (6/4 = 3/4 + 3/4, 6/8 = 3/8 + 3/8, 9/8 = 3/8 + 3/8 + 3/8, 9/16 = 3/16 + 3/16 + 3/16).
15. Что такое сложные смешанные метры и размеры? Сложными смешанными называются метры и размеры, которые образуются от слияния простых разнородных метров и размеров. Чаще встречаются пятидольные метры и размеры (5/4 = 2/4 +3/4 или 3/4 + 2/4; 5/8).
16. Что такое группировка длительностей? Группировкой называется разделение длительностей в такте на группы по количеству долей в такте. (Так в размере ¾ длительности разделяются на три группы)
17. Какие правила группировки в простых метрах (размерах)? 1) Основные доли такта должны быть ясно отделены друг от друга перерывом в ребрах длительности; поэтому в простом такте имеется столько групп, сколько в нем основных долей; 2) широко употребительны длительности, охватывающие целое число основных долей такта; 3) паузы группируются по тем же правилам, что и ноты; 5) ради упрощения письма строгую группировку, отделяющую друг от друга основные доли такта, можно нарушать нотами с точкой.
18. Какие правила группировки в сложных метрах (размерах)? 1) Простые такты, слитые в данный сложный, должны быть отделены друг от друга; 2) в сложном такте имеется столько групп, сколько в нем простых метров; 3) широко употребительны длительности, охватывающие целое число простых тактов.
19. Какие правила группировки в сложных смешанных метрах (размерах)? В сложных смешанных тактах длительности группируются таким образом, чтобы были отделены друг от друга все простые метры, вошедшие в их состав.
20. Что такое переменные метры и размеры? Переменными называются метры, в которых изменяется количество долей на протяжении всего произведения или его части. Такие метры могут быть правильно (периодически) переменными, т.е. с изменением числа долей через одинаковые промежутки времени. Часто встречаются неправильно (непериодически) переменные метры, с изменением числа долей через различные промежутки времени.
21. Какие правила группировки в вокальной музыке? 1) Если один слог текста приходится на один звук, то соответствующая ему нота не группируется с соседними нотами; 2) если один слог приходится на несколько звуков, то соответствующие им ноты подчиняются общим правилам группировки; все ноты, приходящиеся на один слог, охватываются одной общей лигой.
22. Что называется синкопой? Синкопа - это смещение ударения с метрически опорного звука на более слабый. Синкопа бывает внутритактовой и межтактовой.
23. Что такое ритмический рисунок? Ритмическим рисунком называется последовательность длительностей, взятая отдельно от высотных соотношений звуков.
24. Что такое темп? Темпом называется скорость движения, точнее - частота пульсирования метрических долей. Темп обозначается в начале произведения словами или его части словами, написанными над нотной строкой. Большое применение до сих пор имеет итальянская терминология.
Тема 3. Интервалы
1. Что такое интервал? Интервалом называется расстояние по высоте между двумя звуками, взятыми последовательно или одновременно. Если звуки интервала взяты одновременно, то он называется гармоническим, если звуки интервала взяты последовательно - мелодическим. Мелодический интервал может быть восходящим и нисходящим.
2. Как называются звуки интервала? Нижний звук интервала называется основанием, верхний --- вершиной.
3. Что такое ступеневая величина интервала? Ступеневой (или количественной) величиной интервала называется количество ступеней, входящих в интервал.
4. Сколько существует основных интервалов? В октаве заключено восемь ступеней. Соответственно этому имеется 8 основных интервалов: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
5. Как обозначается ступеневая величина? Ступеневая величина обозначается цифрой по количеству ступеней, входящих в интервал.
6. Что такое тоновая величина интервала? Тоновой величиной интервала называется количество заключенных в нем тонов или полутонов.
7. Как определяется тоновая величина? Арифметическое выражение тоновой величины определяется прилагательными: чистая, большая, малая, увеличенная, уменьшенная.
8. Как произносится определяемый интервал? Определяемый интервал произносится: прилагательное (тоновая величина) + название интервала (ступеневая величина). (Например: малая секунда).
9. Как принято обозначать интервал? Для обозначение интервалов принята сокращенная запись: прима - 1, секунда - 2, терция - 3, кварта – 4, квинта - 5, секста – 6, септима - 7, октава - 8; малая - м., большая - б., чистая - €↔ч., увеличенная - ув., уменьшенная - ум. (Пример: чистая квинта будет обозначаться ч.5, большая септима - б.7).
10. Что такое простые интервалы? Интервалы в пределах одной октавы называются простыми.
11. Что такое составные интервалы? Составными интервалами называются интервалы, которые шире одной октавы. Каждый составной интервал представляет собой простой + октава.
12. Какие бывают составные интервалы? Это: нона (9) - секунда через октаву, децима (10) - терция через октаву, ундецима (11) - кварта через октаву, дуодецима (12) - квинта через октаву, терцдецима (13) – секста через октаву, квартдецима (14) - септима через октаву, квинтдецима (15) - двойная октава.
13. Что такое обращение интервалов? Обращением простого интервала называется перемещение его нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается новый интервал, который в сумме с первым образует октаву.
14. Какие правила действуют при обращении интервалов? 1) Все интервалы разделяются на 2 группы взаимообратимых интервалов: 1 ↔ 8, 2 ↔ 7, 3 ↔ 6, 4 ↔ 5. Числовые обозначения взаимообратимых интервалов всегда в сумме составляют 9. 2) Тоновая величина интервалов, за исключением интервалов чистых, при обращении переходит в противоположную: чистые → в чистые, большие → в малые, малые → в большие, увеличенные → в уменьшенные, уменьшенные → в увеличенные. (Пример: большая терция обратится в малую сексту, б.3 → в м.6).
15. Что такое энгармонизм интервалов? Энгармонически равными называются интервалы, имеющие одинаковое звучание, но различное написание. Есть 2 типа энгармонического равенства интервалов: 1) с энгармонической заменой обоих звуков интервала таким образом, что в результате не изменяется его ступеневая и тоновая величины (Пример: до-диез - ре-диез = ре-бемоль - ми-бемоль, т.е. б.2 = б.2, не изменилась ступеневая и тоновая величина энгармонически равных интервалов). 2) с энгармонической заменой одного или двух звуков интервала таким образом, что изменяется его ступеневая величина (не тоновая). (Пример: до - фа-диез = до - соль-бемоль, в первом случае это ув.4, во втором - ум.5. т.е. изменилась ступеневая величина энгармонически равных интервалов).
16. Что такое консонирующие и диссонирующие интервалы: Гармонические интервалы по впечатлению, производимому ими на слух, разделяются на 2 группы - консонансы и диссонансы. Консонансами называются интервалы, звучащие более мягко, звуки которых как бы сливаются друг с другом. Есть 3 подгруппы консонансов: 1) весьма совершенные консонансы (полное слияние звуков) - ч.1 и ч.8; 2) совершенные консонансы (значительное слияние звуков) - ч.4 и ч.5; 3) несовершенные консонансы (незначительное слияние) - м.3, б.3, м.6, б.6. Диссонансами называются интервалы, звучащие более резко, звуки которых не сливаются друг с другом. Это: м.2, б.2, м.7, б.7, увеличенные, уменьшенные интервалы.
17. Как называются интервалы натурального мажора и минора? В натуральном мажоре и натуральном миноре имеются только диатонические интервалы, т.е. чистые, большие, малые и одна пара взаимно-обращающихся тритонов (ув.4 и ум.5).
18. Как называются интервалы гармонического мажора и минора? В связи с понижением VI ступени гармонического мажора и VII ступени гармонического минора изменяется тоновая величина ряда интервалов. В гармонических ладах есть две пары взаимно-обращающихся хроматических интервалов: ув.2 ↔ ум.7, ув.5 ↔ ум.4, которые получили название характерных интервалов гармонического лада.
19. Что такое устойчивые и неустойчивые интервалы? Устойчивыми являются интервалы, образующиеся из звуков, входящих в тоническое трезвучие. Все прочие интервалы, которые состоят из одного устойчивого и одного неустойчивого или из двух неустойчивых звуков - неустойчивы.
Тема 4. Аккорды
1. Что называется аккордом? Аккордом называется созвучие, состоящее не менее, чем из трех звуков и более, которые расположены или могут быть расположены по терциям.
2. Что называется трезвучием? Трезвучием называется аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям.
3. Какие бывают трезвучия? В зависимости от комбинаций входящих в трезвучие терций, встречаются следующие трезвучия: мажорное - б.3 + м.3, минорное - м.3 + б.3, уменьшенное - м.3 + м.3, увеличенное - б.3 + б.3.
4. Как обозначаются трезвучия? Мажорное - Б 5/3, минорное - М 5/3, уменьшенное - Ум 5/3, увеличенное - Ум 5/3.
5. Как называются звуки трезвучия? Нижний звук трезвучия называется основным или примой, средний - терцией, верхний - квинтой.
6. Что такое основной аккорд и его обращения? Основным аккордом называется такое положение аккорда, при котором основной звук находится ниже остальных звуков. Обращением аккорда называется такое его положение, при котором нижним звуком является терция или квинта основного аккорда.
7. Сколько обращений имеет трезвучие? Так как в трезвучии, кроме основного тона есть еще 2 звука, то трезвучие имеет 2 обращения.
8. Как образуется первое обращение трезвучия? Первое обращение трезвучия образуется путем переноса основного тона (нижнего звука) трезвучия на октаву вверх. Нижним звуком первого обращения становится терция трезвучия.
9. Как называется первое обращение трезвучия? Первое обращение называется секстаккорд. Обозначается цифрой 6.
10. Как образуется второе обращение трезвучия? Второе обращение трезвучия образуется путем переноса основного тона и терции на октаву вверх. Нижним звуком второго обращения становится квинта трезвучия.
11. Как называется второе обращение трезвучия? Второе обращение называется квартсекстаккорд. Обозначается цифрами 6/4.
12. Как обозначаются обращения трезвучия и каково их строение? Обращения трезвучий бывают: Б 6 = м.3 + ч.4, М 6 = б.3 + ч.4, Б 6/4 = ч.4 + б.3, М 6/4 = ч.4 + м.3
13. Что такое главные трезвучия? В тональности встречаются 3 главных трезвучия. Это: тоническое, субдоминантовое, доминантовое. Они строятся на главных ступенях лада - I, IV, V.
14. Как обозначаются главные трезвучия, их обращения? Тоническое трезвучие и его обращения обозначаются: T 5/3 T 6 T 6/4 в мажоре и t 5/3 t 6 t 6/4 в миноре. Субдоминантовое трезвучие и его обращения обозначаются: S 5/3 S 6 S 6/4 в мажоре и s 5/3 s 6 s 6/4 в миноре. Доминантовое трезвучие и его обращения обозначаются: D 5/3 D 6 D 6/4 в мажоре и гармоническом миноре.
15. Где строятся главные трезвучия и их обращения? Главные трезвучия и их обращения строятся:
T 5/3, t 5/3 - на I ступени, T 6 , t 6 - на III ступени, T 6/4, t 6/4 - на V ступени.
S 5/3, s 5/3 - на IV ступени, S 6 , s 6 - на VI ступени, S 6/4, s 6/4 - на I ступени.
D 5/3 - на V ступени, D 6 - на VII ступени, D 6/4 - на II ступени мажора и гармонического минора.
16. Что такое побочные трезвучия? Трезвучия лада, построенные на всех ступенях (II, III, VI, VII) называется побочными.
17. Какие аккорды называются септаккордами? Септаккордом называется аккорд, состоящий из четырех звуков, расположенных по терциям. Септаккорд может быть получен из трезвучия, посредством добавления к нему одной терции сверху. Название аккорда происходит от септимы, образующейся между крайними звуками аккорда.
18. Какой септаккорд называется доминантсептаккордом? Септаккорд, который строится на V ступени мажора и гармонического минора называется доминантсептаккорд.
19. Как обозначается доминантсептаккорд и каково его строение? Доминантсептаккорд обозначается D 7 и состоит: Б 5/3 + м.3 или б.3+м.3+м.3
20. Сколько D7 имеет обращений? D7 имеет 3 обращения: квинтсекстаккорд, терцквартаккорд, секундаккорд.
21. Как обозначаются обращения D7 и каково их строение? Обращения D7 обозначаются: D 6/5 = м.3 + м.3 + б.2, D 4/3 = м.3 + б.2 + б.3, D 2 = б.2 + б.3 + м.3.
22. На каких ступенях строятся D7 и его обращения в тональности? D7 - на V ступени, D 6/5 - на VII ступени и повышенной VII в гармоническом миноре, D 4/3 - на II ступени, D 2 - на IV ступени.
23. Что такое разрешение D7 и его обращений? D7 и его обращения - аккорды неустойчивые и требуют разрешения в тонику.
24. Что такое вводные септаккорды? Септаккорды, которые строятся на VII ступени мажора (натурального и гармонического) и на VII повышенной ступени гармонического минора называются вводными.
25. Как обозначаются вводные септаккорды и каково их строение? Вводные септаккорды бывают двух видов: 1) Малый вводный - Мал VII/7, встречается в мажоре; 2) Уменьшенный вводный - Ум VII/7, встречается в гармоническом виде мажора и минора.
26. Какие еще виды септаккордов встречаются? Одним из распространенных видов септаккордов является Минорный септаккорд. Обозначается М 7 и состоит из М 5/3 + м.3 или м.3 + б.3 + м.3. Чаще всего встречается на II ступени.
27. Какие аккорды бывают консонирующими, а какие диссонирующими? Среди аккордов только мажорное и минорное трезвучия являются консонирующими. Все остальные аккорды относятся к диссонирующим.
Тема 5. Лад
1. Что включает в себя понятие устойчивости? Один звук или созвучие, взятые изолированно, не выражают музыкальной мысли. В мелодии или любом музыкальном построении выделяются звуки опорные (в частности для окончания). Эти опорные звуки называются устойчивыми. Главный устойчивый звук называется тоникой.
2. Что включает в себя понятие неустойчивости? Неустойчивыми называются звуки, в которых выражается незавершенность музыкальной мысли. Неустойчивый звук тянется к устойчивому. Данное тяготение и переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.
3. Что такое лад? Ладом называется система звуковысотных связей, объединенная тоникой. Число звуков, входящих в лад, как правило, ограничено. Многие лады состоят из 7 звуков, но существуют лады с меньшим или большим их числом.
4. Что называется ступенью лада? Ступенью лада называется звук, вошедший в данную ладовую систему.
5. Сколько существует основных ладов? Существует два основных лада: мажорный и минорный.
6. Что такое мажорный лад? Это лад, в котором устойчивые звуки образуют мажорное трезвучие. По буквенной системе мажор обозначается dur.
7. Что такое гамма? Гаммой называется расположение звуков лада по порядку высоты от тоники до тоники. Гамма может быть восходящей и нисходящей.
8. Какая гамма называется мажорной? Гамма называется мажорной если ее строение следующее: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон.
9. Какие виды мажора встречаются? Мажор встречается в трех видах: натуральный, гармонический - понижается VI ступень, мелодический - понижается VI, VII ступени (чаще при движение мелодии вниз).
10. Что такое минорный лад? Это лад, в котором устойчивые звуки образуют минорное трезвучие. По буквенной системе мажор обозначается moll.
11. Какая гамма называется минорной? Гамма называется минорной если ее строение следующее: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.
12. Какие виды минора встречаются? Минор встречается в трех видах: натуральный, гармонический - повышается VII ступень, мелодический - повышается VI, VII ступени при движении вверх.
13. Как обозначаются и называются ступени лада? Ступени лада обозначаются римскими цифрами. Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет и особое название: I - тоника (T), тоническая прима, II - нисходящий вводный звук, III - тоническая терция, медианта, IV - субдоминанта (S), V - тоническая квинта, доминанта (D), VI- субмедианта, VII- восходящий вводный звук.
14. Какие свойства ступеней лада? Из семи ступеней лада три ступени устойчивые - I, III, V. Остальные - неустойчивые: II, IV, VI, VII. Неустойчивые ступени обнаруживают тяготение на секунду к устойчивым ступеням: II → I (III), IV → III (V), VI → V, VII → I.
15. Что такое тональность? Тональностью называется высотное положение лада (тоника + лад).
16. Как обозначается тональность? Название тональности состоит из двух частей - обозначение тоники и обозначение лада, например: по слоговой системе - До мажор, ля минор; по буквенной - C-dur, a-moll.
17. Сколько существует тональностей? Всего существует 30 тональностей (15 мажорных и 15 минорных). Из них 2 тональности не имеют ключевых знаков (До мажор и ля минор), 14 диезных и 14 бемольных тональностей.
18. Что такое энгармонически равные тональности? Это тональности, все ступени и созвучия которых энгармонически равны, с сохранением ладового значения и порядкового номера. При энгармоническом равенстве диезные тональности заменяются бемольными и, наоборот, бемольные - диезными. Энгармонически равные тональности: Си мажор, соль-диез минор = до-бемоль мажор, ля бемоль минор; фа-диез мажор, ре-диез минор = соль-бемоль мажор, ми-бемоль минор; до-диез мажор, ля-диез минор = ре-бемоль мажор, си-бемоль минор.
19. Что такое квинтовый круг? Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада расположены в порядке чистых квинт: диезные - по ч.5 вверх, бемольные - по ч.5 вниз. Иногда этот круг называется кварто-квинтовым: бемольные тональности - по ч.4, диезные - по ч.5 вверх.
20. Что такое параллельные тональности? Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая одинаковый с ней звуковой состав (и одинаковые ключевые знаки). Минорная тональность отстоит от мажорной на м.3 вниз.
21. Что такое одноименные тональности? Это тональности, имеющую одинаковую тонику и разный лад. Пример: Ми мажор и ми минор.
22. Как определить тональность произведения? 1) Ключевые знаки; 2) последний звук мелодии или последний аккорд; 3) случайные знаки гармонического (или мелодического) минора.
23. Какие еще встречаются лады? 1) Пентатоника - это звукоряд, состоящий из пяти звуков. Характерный признак пентатоники - отсутствие м.2. Звуки черных клавиш фортепиано образуют пентатонику. 2) Семиступенные лады: дорийский (отличается от минора повышенной VI ступенью), фригийский (отличается от минора пониженной II ступенью), лидийский (отличается от мажора IV повышенной ступенью), миксолидийский (отличается от мажора пониженной VII ступенью). Эти лады можно построить на белых клавишах фортепиано: дорийский - от звука ре, фригийский - от звука ми, лидийский - от звука фа, миксолидийский - от звука соль.
24. Что такое переменный лад? Такой лад часто называют параллельно-переменным ладом. Это лад, в котором соединены параллельные тональности при равноправии тоник. Этому объединению способствует общность их звукового состава.
25. Что такое родственные тональности? Родство тональностей определяется количеством общих звуков. Чем больше общих звуков, тем ближе друг к другу тональности. К данной тональности близки: 1) параллельная (разницы в ключевых знаках нет); 2) доминантовая, ей параллельная, субдоминантовая, ей параллельная (разница в одном знаке); 3) минорная субдоминанта для мажора и мажорная доминанта для минора (разница в четыре знака). Остальные тональности считаются более отдаленными.
Тема 6. Модуляция
1. Что такое модуляция? Модуляцией называют переход из одной тональности в другую. Так как новая тональность отличается от данной тональности звуковым составом, то модуляция внешне часто выражается введением новых (случайных) знаков альтерации.
2. Какие бывают основные типы модуляции? Существует 2 типа модуляции: 1) Если модуляция совпадает с окончанием музыкального построения, она называется переход. 2) Если модуляция вводится внутри построения и не совпадает с его окончанием, она называется отклонением.
3. Что такое хроматизм? Хроматизмом называется введение в мажор или минор звуков, не входящих в его семиступенный лад. В ладе может быть хроматически изменена любая ступень. Хроматизм в мелодии связан с так называемыми хроматическими вспомогательными и проходящими звуками. Вспомогательный называется звук, прилегающий на секунду к другому звуку и вводимый между двумя его появлениями ( в До мажоре движение по звукам: соль - фа-диез - соль. Фа-диез - вспомогательный хроматизм) . Проходящим называется звук, заполняющий промежуток между двумя разными звуками движением на секунду ( в До мажоре движение по звукам: до - си-бемоль - ля. Си-бемоль - проходящий хроматизм).
4. Что такое хроматическая гамма? Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Она не представляет какого-нибудь самостоятельного лада, а обычно является усложнением мажорной или минорной гаммы, посредством заполнения больших секунд промежуточными полутонами.
5. Как строится мажорная хроматическая гамма? Мажорная хроматическая гамма строится вверх путем повышения каждой ступени гаммы (там, где между ними целый тон), за исключением VI ступени (вместо которой понижается VII ступень). При движении вниз гаммы понижаются все ступени, кроме V (вместо которой повышается IV ступень.
6. Как строится минорная хроматическая гамма? Минорная хроматическая гамма строится путем повышения всех ступеней, кроме I (вместо которой понижается II ступень). При движение гаммы вниз понижаются все ступени, кроме I (вместо которой повышается VII ступень).
Тема 7. Дополнительные сведения
1. Что такое транспозиция? Транспозицией называется дословное перенесение произведения или его части из одной тональности в другую
2. Какие существуют способы транспозиции? Существует 3 способа: 1) перенос произведения на один и тот же интервал (например, на м.3 вверх). При таком способе каждый звук произведения переносится на данный интервал. 2) перенос произведения на хроматический полутон. В этом способе транспозиции меняются при записи только ключевые знаки, ноты остаются на прежнем месте; 3) следующий способ переноса осуществляется путем перемены ключа. Сложность заключается в том, что ноты остаются на своих местах, но меняется тональность и требуется перемена не только ключа, но и ключевых знаков
3. Что такое фактура? Фактурой называют изложение музыкального материала
4 . Какая бывает фактура? Фактура бывает двух родов, которые резко отличаются друг от друга: 1) гомофонная и 2)полифонная
5. Какая фактура называется гомофонной? Гомофонной называется фактура, в которой имеется один главный голос (т.е. одна мелодия) с аккомпанементом (сопровождением) к ней, состоящим большей частью из аккордов
6. Какая фактура называется полифонной или полифонической? Полифонической называется фактура, в которой голоса самостоятельны и равноправны, будучи объединены гармонией. Таким образом, в полифонической фактуре каждый голос - мелодия, и нет деления на мелодию и аккомпанемент
7. Что такое музыкальный синтаксис? Музыкальное произведение представляет собой нечто целое и в тоже время (подобно литературному произведению) подразделяется на части, связанные друг с другом. Совокупность, соотношение и связь мелких осмысленных частей музыкального произведения называется музыкальным синтаксисом.
8. Что такое каденция? Каденцией называется последовательность нескольких звуков или аккордов, которой заключено музыкальное построение.
9. Какие бывают каденции? Каденции бывают следующие: 1) Полная совершенная каденция – заканчивается тоникой в мелодии или тоническим трезвучием; производит впечатление наибольшей законченности, применяется чаще всего в конце построения, выражающего музыкальную мысль. 2) Полная несовершенная каденция - заканчивается III или V ступенями при условии, что сопровождается тоническим трезвучием; полные несовершенная каденция производит впечатление средней законченности, применяется внутри построения. 3) Половинная каденция на неустойчивых ступенях (в том числе и на V ступени, если она сопровождается доминантовым трезвучием); половинные каденции выражают незаконченность, применяются внутри построения
10. Что такое период? Периодом называется построение, выражающее относительно законченную мысль. Протяжение периода почти всегда не менее 8 тактов.
11. Что такое предложение? Основные крупные части периода называются предложениями. Предложений в периоде, как правило, два, бывает и три. Первое предложение обычно заканчивается каденцией половинной или полной несовершенной, выражающей незавершенность мысли. Второе предложение большей частью оканчивается полной совершенной каденцией, выражающей завершенность мысли.
12. Какой период называется однотональным? Период называется однотональным, если он окончен в той же тональности, в которой был начат.
13. Какой период называется модулирующим? Период называется модулирующим, если он, будучи начат в одной тональности, окончен в другой
3. Таблицы
Таблица №1 Слоговое и буквенное обозначение звуков
до |
ре |
ми |
фа |
соль |
ля |
си |
C |
D |
E |
F |
G |
A |
H |
ДО-ДИЕЗ |
РЕ-ДИЕЗ |
МИ-ДИЕЗ |
ФА-ДИЕЗ |
СОЛЬ-ДИЕЗ |
ЛЯ-ДИЕЗ |
СИ-ДИЕЗ |
Cis |
Dis |
Eis |
Fis |
Gis |
Ais |
His |
ДО-БЕМОЛЬ |
РЕ-БЕМОЛЬ |
МИ-БЕМОЛЬ |
ФА-БЕМОЛЬ |
СОЛЬ-БЕМОЛЬ |
ЛЯ-БЕМОЛЬ |
СИ-БЕМОЛЬ |
Ces |
Des |
Es |
Fes |
Ges |
As |
B |
ДО-ДУБЛЬ ДИЕЗ |
РЕ-ДУБЛЬ ДИЕЗ |
МИ-ДУБЛЬ ДИЕЗ |
ФА-ДУБЛЬ ДИЕЗ |
СОЛЬ-ДУБЛЬ ДИЕЗ |
ЛЯ-ДУБЛЬ ДИЕЗ |
СИ-ДУБЛЬ ДИЕЗ |
Cisis |
Disis |
Eisis |
Fisis |
Gisis |
Aisis |
Hisis |
ДО-ДУБЛЬ БЕМОЛЬ |
РЕ-ДУБЛЬ БЕМОЛЬ |
МИ-ДУБЛЬ БЕМОЛЬ |
ФА-ДУБЛЬ БЕМОЛЬ |
СОЛЬ- ДУБЛЬ БЕМОЛЬ |
ЛЯ-ДУБЛЬ БЕМОЛЬ |
СИ-ДУБЛЬ БЕМОЛЬ |
Ceses |
Deses |
Eses |
Feses |
Geses |
Ases |
heses |
Таблица № 2 Метры и размеры
|
двухдольные |
трехдольные |
ПРОСТЫЕ |
2/2 2/4 2/8 редко |
3/2 3/4 3/8 |
СЛОЖНЫЕ |
4/2 редко 4/4
|
6/4 12/8 6/8 12/16 6/16 9/4 9/8 9/16 |
СЛОЖНЫЕ СМЕШАННЫЕ |
5/4 5/8 редко 7/4 7/8 редко |
|
ПЕРЕМЕННЫЕ |
|
Таблица № 3 Интервалы
НАЗВАНИЕ ИНТЕРВАЛА |
ОБОЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРВАЛА |
КОЛИЧЕСТВО СТУПЕНЕЙ |
КОЛИЧЕСТВО ТОНОВ |
Чистая прима |
ч. 1 |
1 |
0 |
Малая секунда
|
м. 2 |
2 |
0,5 |
Большая секунда |
б. 2 |
2 |
1 |
Малая терция |
м. 3 |
3 |
1,5 |
Большая терция |
б. 3 |
3 |
2 |
Чистая кварта |
ч. 4 |
4 |
2,5 |
Увеличенная кварта (тритон) |
ув. 4 |
4 |
3 |
Уменьшенная квинта (тритон) |
ум. 5 |
5 |
3 |
Чистая квинта |
ч. 5 |
5 |
3,5 |
Малая секста |
м. 6 |
6 |
4 |
Большая секста |
б. 6 |
6 |
4,5 |
Малая септима |
м. 7 |
7 |
5 |
Большая септима |
б. 7 |
7 |
5,5 |
Чистая октава |
ч. 8 |
8 |
6 |
Таблица № 4 Интервалы в натуральном мажоре и миноре
|
НАТУРАЛЬНЫЙ МАЖОР |
НАТУРАЛЬНЫЙ МИНОР |
м.2 |
III, VII |
II, V |
б.3 |
I, IV, V |
III, VI, VII |
ч.4 |
на всех ступенях кроме IV (ув.4) |
на всех ступенях кроме VI (ув.4) |
ч.5 |
на всех ступенях кроме VII (ум.5) |
на всех ступенях кроме II (ум.5) |
б.6 |
I, II, IV, V |
III, IV, VI, VII |
б.7 |
I, IV |
III, VI |
Таблица № 5 Интервалы в гармоническом мажоре и миноре
|
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР |
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР |
м.2 |
III, V, VII |
II, V, VII (повыш.) |
б.3 |
I, IV, V |
III, VI, VII |
ч.4 |
I, II, V, VII |
I, II, III, V |
ч.5 |
I, III, IV, V |
I, III. V, VI |
б.6 |
I, II, IV, V |
III, IV, VI, VII |
б.7 |
I, IV, VI (пониж.) |
I, III, VI |
Таблица № 6 Тритоны
НАЗВАНИЕ ИНТЕРВАЛА |
ОБОЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРВАЛА |
МАЖОР
|
МИНОР |
||
НАТ. |
ГАРМ. |
НАТ. |
ГАРМ. |
||
Увеличенная кварта |
ув. 4 |
IV |
VI (пов.) |
VI |
IV |
Уменьшенная квинта |
ум. 5 |
VII |
II |
II |
VII(пов.) |
Таблица № 7 Характерные интервалы
ИНТНАЗВАНИЕ ЕРВАЛА |
ОБОЗНАЧЕНИЕ ИНТЕРВАЛА |
СТУПЕНИ |
||
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МАЖОР |
ГАРМОНИЧЕСКИЙ МИНОР |
|||
Увеличенная секунда |
ув. 2 |
VI (пониж.) |
VI |
|
Уменьшенная септима |
ум. 7 |
VII |
VII (повыш.) |
|
Увеличенная квинта |
ув. 5 |
VI (пониж.) |
|
III |
Уменьшенная кварта |
ум. 4 |
III |
|
VII (повыш.) |
Таблица № 8 Консонирующие и диссонирующие интервалы
КОНСОНАНСЫ |
ДИССОНАНСЫ |
|||
ВЕСЬМА СОВЕРШЕННЫЕ |
СОВЕРШЕННЫЕ |
НЕСОВЕРШЕННЫЕ |
||
ч.1 и ч.8 |
ч.5, отчасти ч.4 |
м.3, б.3, м.6, б.6 |
м.2, б.2, м.7, б.7, отчасти ч.4, все увеличенные и уменьшенные |
|
Таблица № 9 Главные трезвучия и их обращения
|
ТРЕЗВУЧИЯ |
СЕКСТАККОРДЫ |
КВАРТСЕКСТАККОРДЫ |
T |
I |
III |
V |
S |
IV |
VI |
I |
D |
V |
VII |
II |
Таблица № 10 Аккорды
ТРЕЗВУЧИЯ |
||
Наименование |
Обозначение |
Строение |
МАЖОРНОЕ |
Б 5/3 |
б.3 + м.3 |
МИНОРНОЕ |
М 5/3 |
м.3 + б.3 |
УВЕЛИЧЕННОЕ |
Ув.5/3 |
б.3 + б.3 |
УМЕНЬШЕННОЕ |
Ум.5/3 |
м.3 + м. 3 |
СЕКСТАККОРДЫ |
||
Наименование |
Обозначение |
Строение |
МАЖОРНЫЙ |
Б 6 |
м. 3 + ч. 4 |
МИНОРНЫЙ |
М. 6 |
б. 3 + ч. 4 |
КВАРТСЕКСТАККОРДЫ |
||
Наименование |
Обозначение |
Строение |
МАЖОРНЫЙ |
Б. 6/4 |
ч. 4 + б. 3 |
МИНОРНЫЙ |
М. 6/4 |
ч. 4 + м. 3 |
Таблица № 11 Главные трезвучия и их обращения в тональности
СТУПЕНИ ГАММЫ
|
НАЗВАНИЕ АККОРДА |
СОКРАЩЕННОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ |
|
МАЖОР |
МИНОР |
||
I |
Тоническое трезвучия |
T 5/3 |
t 5/3 |
I |
Субдоминантовый квартсекстаккорд |
S 6/4 |
s 6/4 |
II |
Доминантовый квартсекстаккорд |
D 6/4 |
D 6/4 |
III |
Тонический секстаккорд |
T 6 |
t 6 |
IV |
Субдоминантовое трезвучие |
S 5/3 |
s 5/3 |
V |
Доминантовое трезвучие |
D 5/3 |
D 5/3 |
V |
Тонический квартсекстаккорд |
T 6/4 |
t 6/4 |
VI |
Субдоминантовый секстаккорд |
S 6 |
s 6 |
VII |
Доминантовый секстаккорд |
D 6 |
D 6 |
|
|
Таблица № 12 Доминантсептаккорд с обращениями
НАЗВАНИЕ АККОРДА
|
ОБОЗНАЧЕНИЕ |
СТРОЕНИЕ |
СТУПЕНИ |
ДОМИНАНТСЕПТАККОРД |
D 7 |
Б. 5/3 + м. 3 |
V |
ДОМИНАНТКВИНТСЕКСТАККОРД |
D 6/5 |
м. 3 + м. 3 + б. 2 |
VII |
ДОМИНАНТТЕРЦКВАРТАККОРД |
D 4/3 |
м. 3 + б. 2 + б. 3 |
II |
ДОМИНАНТСЕКУНДАККОРД |
D 2 |
б. 2 + Б 5/3 |
IV |
Таблица № 13 Вводные септаккорды
НАЗВАНИЕ АККОРДА |
ОБОЗНАЧЕНИЕ |
СТРОЕНИЕ |
СТУПЕНИ |
МАЛЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД |
Мал. VII 7 |
м. 3 + м.3 + б.3 |
VII натур. мажор |
УМЕНЬШЕННЫЙ ВВОДНЫЙ СЕПТАККОРД |
Ум. VII 7 |
м. 3 + м. 3 + м.3 |
VII гарм. мажор гарм. минор |
Таблица № 14 Аккорды в тональности
СТУПЕНИ ГАММЫ |
ГЛАВНЫЕ ТРЕЗВУЧИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ |
ДОМИНАНТСЕПТАККОРД С ОБРАЩЕНИЯМИ |
ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ И ДРУГИЕ АККОРДЫ |
I |
T 5/3 S 6/4 |
- |
|
II |
D 6/4 |
D 3/4 |
II 7, Ум. 5/3 (гарм. мажор и натур. минор) |
III |
T 6 |
- |
- |
IV |
S 5/3 |
D 2 |
- |
V |
D 5/3 T 6/4 |
D 7 |
- |
VI |
S 6 |
- |
- |
VII |
D 6 |
D 6/5 |
Мал.VII 7, Ум.VII 7, Ум. 5/3 (натур. мажор и гарм. минор) |
Таблица № 15 Тональности
Диезные тональности
|
Бемольные тональности |
||||
До мажор/ля минор C-dur a-moll |
|||||
КОЛ-ВО ЗНАКОВ
|
ТОНАЛЬНОСТИ |
ОБОЗНАЧЕНИЕ |
КОЛ-ВО ЗНАКОВ
|
ТОНАЛЬНОСТИ |
ОБОЗНАЧЕНИЕ |
1 |
Соль мажор ми минор |
G-dur e-moll |
1 |
Фа мажор ре минор |
F-dur d-moll |
2 |
Ре мажор си минор |
D-dur h-moll |
2 |
Си-бемоль мажор соль минор |
B-dur g-moll |
3 |
Ля мажор фа-диез минор |
A-dur fis-moll |
3 |
Ми-бемоль мажор до минор |
Es-dur c-moll |
4 |
Ми мажор до-диез минор |
E-dur cis-moll |
4 |
Ля-бемоль мажор фа минор |
As-dur f-moll |
5 |
Си мажор соль-диез минор |
H-dur gis-moll |
5 |
Ре-бемоль мажор ми-бемоль минор |
Des-dur b-moll |
6 |
Фа-диез мажор ре-диез минор |
Fis-dur dis-moll |
6 |
Соль-бемоль мажор ми-бемоль минор |
Ges-dur es-moll |
7 |
До-диез мажор ля-диез минор |
Cis-dur ais-moll |
7 |
До-бемоль мажор ля-бемоль минор |
Ces-dur as-moll |
Таблица № 16 Порядок появления диезов и бемолей
ДИЕЗЫ |
ФА, ДО, СОЛЬ, РЕ, ЛЯ, МИ, СИ |
БЕМОЛИ |
СИ, МИ, ЛЯ, РЕ, СОЛЬ, ДО, ФА |
Таблица № 17 Виды мажора и минора
|
МАЖОР |
МИНОР |
НАТУРАЛЬНЫЙ |
ТОН, ТОН, ПОЛУТОН, 3 ТОНА, ПОЛУТОН |
ТОН, ПОЛУТОН, 2 ТОНА, ПОЛУТОН, 2 ТОНА |
ГАРМОНИЧЕСКИЙ |
ПОНИЖАЕТСЯ VI СТУПЕНЬ |
ПОВЫШАЕТСЯ VII СТУПЕНЬ |
МЕЛОДИЧЕСКИЙ |
ПОНИЖАЕТСЯ VI, VII СТУПЕНИ |
ПОВЫШАЕТСЯ VI, VII СТУПЕНИ |
Таблица № 18 Лады народной музыки
МАЖОРНОЕ НАКЛОНЕНИЕ |
МИНОРНОЕ НАКЛОНЕНИЕ |
||
ПЕТАТОНИКА |
БЕЗ IV и VII |
ПЕНТАТОНИКА |
БЕЗ II и VI |
ЛИДИЙСКИЙ |
IV ПОВЫШЕННАЯ |
ФРИГИЙСКИЙ |
II ПОНИЖЕННАЯ |
МИКСОЛИДИЙСКИЙ |
VII ПОНИЖЕННАЯ |
ДОРИЙСКИЙ |
VI ПОВЫШЕННАЯ |
Таблица № 19 Хроматическая гамма
МАЖОРНАЯ |
МИНОРНАЯ |
ПРИ ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ НЕ МЕНЯЮТСЯ III И VI СТУПЕНИ
ПРИ ДВИЖЕНИИ ВНИЗ НЕ МЕНЯЮТСЯ I И V СТУПЕНИ |
ПРИ ДВИЖЕНИИ ВВЕРХ И ВНИЗ НЕ МЕНЯЮТСЯ I И V СТУПЕНИ |
Таблица № 20 Родственные тональности
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ТОНАЛЬНОСТЬ |
ТОНАЛЬНОСТЬ СУБДОМИНАНТЫ |
ТОНАЛЬНОСТЬ, ПАРАЛЛЛЕЛЬНАЯ СУБДОМИНАНТОВОЙ |
ТОНАЛЬНОСТЬ ДОМИНАНТЫ |
ТОНАЛЬНОСТЬ, ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ ДОМИНАНТОВОЙ |
ТОНАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОЙ СУБДОМИНАНТЫ (ДЛЯ МАЖОРА) |
ТОНАЛЬНОСТЬ ГАРМОНИЧЕСКОЙ ДОМИНАНТЫ (ДЛЯ МИНОРА) |