1.Основные понятия музыкального искусства
3. Словарь музыкальных терминов
4. Словарь признаков характера звучания
Справочник юного музыканта.
I.Основные понятия музыкального искусства.
Аккомпанемент – сопровождение к мелодии.
Аккорд – созвучие из трех или более звуков, расположенных (или могущих быть расположенными) по терциям.
Акцент – выделение, подчеркивание музыкального звука или аккорда. Аппликатура – расположение и порядок чередование пальцев при игре на музыкальном инструменте.
Арпеджио – исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно.
Диапазон - звуковой объем голоса или инструмента, который определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуком.
Динамика – совокупность градаций громкости звучания в музыкальном произведении.
Интервал – сочетание двух звуков одновременно или последовательно.
Лад – это система высотных связей музыкальных звуков по отношению к тонике. Лад бывает мажорным или минорным.
Мелодия - это основа музыкального искусства, она выражает определенную музыкальную мысль. Типы движения мелодии: поступенная, скачкообразная, волнообразная, орнаментальная, вьющаяся.
Метр – последовательное чередование сильных и слабых долей.
Оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах
Пауза – перерыв звучания в мелодии.
Программная музыка – инструментальная музыка, имеющая «программу», т.е. конкретный сюжет.
Размер такта – метрическое строение такта, показывает сколько долей в такте.
Ритм – это последовательность всех длительностей (коротких и длинных) в произведении. Он организует музыку во времени, выполняя важную выразительную роль.
Регистр – бывает верхний, средний, нижний.
Созвучие – звучание двух или более звуков одновременно: консонанс (слитное звучание) и диссонанс (резкое звучание).
Тембр – звуковая окраска звука.
Темп – степень скорости движения. Он показатель музыкального образа.
Штрихи – прием извлечения звука (легато, стаккато, нон легато и др.).
Строение музыкальных произведений.
Музыкальные склады.
Аккордовый склад – многоголосная музыка, в которой голоса сливаются в единое, ритмически однородное целое.
Гомофонно – гармонический склад – многоголосная музыка, сочетающая солирующий голос (мелодию) и сопровождение (аккомпанемент)
Полифонический склад – многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение.
Смешанный склад – на протяжении всего произведения композитор не придерживается одного стиля.
Гомофонические формы.
Период – самое короткое музыкальное построение, состоящее из двух предложений (из 4, 8 тактов), которые делятся на фразы.
Двухчастная форма – сочетание двух периодов, контрастных по тематике (A - B).
Трехчастная форма – музыкальное построение из трех разделов, из которых 1 и 3сходные по музыкальному материалу периоды(A – B - A).
Куплетная форма – часто представляет двухчастную форму с запевом и припевом.
Рондо (круг) – музыкальная форма, основанная на неоднократном возвращении главной темы (рефрен), чередующийся с эпизодами различного содержания. Эпизоды (не менее трех) излагаются в разных побочных тональностях, а рефрен – в основной. Рондо возникло из хороводных песен, в которых запевала пел все разные по музыке куплеты (эпизоды), а хор подхватывал неизменный припев (рефрен). (A – B – A – C – A – D - A и т.д.).
Вариации - музыкальная форма, в которой за изложением темы следует ее видоизмененные повторения (А-А1-А2-и т.д.).
Полифонические формы.
Имитация – (подражание), вид изложения, где тема проходит во всех голосах.
Инвенция – (выдумка), двух или трехголосное полифоническое произведение.
Канон – непрерывная имитация.
Фуга – (бег), имитационно – полифоническое произведение, построенное в трехчастной форме (первая часть – экспозиция, где тема проходит во всех голосах последовательно; вторая часть – разработка, где идет интенсивное развитие темы в различных тональностях; третья часть – реприза – здесь тема проходит в основной тональности во всех голосах).
Циклические формы.
Циклическими называются музыкальные формы, состоящие из нескольких частей, самостоятельных по форме, контрастирующих по характеру и объединенных в художественное целое.
Сюита – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких частей контрастирующих по темпу (медленный, быстрый).
Сонатный цикл – музыкальная форма многочастного произведения (обычно 3-4 части), в котором хотя бы одна сочинена в сонатной форме. 1-я часть, обычно быстрая, сочинена в форме сонатного аллегро, 2-я – медленная часть, 3-я часть - танец ( менуэт, у Бетховена – скерцо), 4-я часть – финал. Каждая часть сонатного цикла имеет самостоятельное значение и особую форму; вместе с тем все они пронизаны единой линией развития, утверждающей концепцию композитора.
Сонатная форма, форма сонатного аллегро – строение музыкального произведения, в основе которого лежит противопоставление 2-х, обычно контрастирующих тем. Сонатная форма состоит обычно из экспозиции, разработки и репризы. Развернутая классическая сонатная форма часто имеет еще и вступление (перед экспозицией) и коду (после репризы).
Экспозиция – изложение главной и побочной партии. Между ними обычно имеется связующая партия, подготавливающая вступление 2-й темы. Темы излагаются в основной и побочной, чаще доминантовой тональности. Следующая за побочной партией заключительная партия строится на синтезе мотивных элементов экспонированных тем и закрепляет тональность побочной партии.
Разработка - имеет своей целью мотивное, тональное и фактурное развитие тематического материала главной и побочной партий, которое способствует напряженности общего развития формы, ее драматизации. Интенсивное модулирование происходит чаще всего в области субдоминантовых тональностей.
Реприза – воспроизводит экспозицию, не изменяя главную партию, но излагая побочную и заключительную партии в основной тональности.
Симфония – высший тип музыкального мышления, произведение написано в четырехчастной форме: первая часть в форме сонатного аллегро, вторая часть медленная, третья часть – танец, четвертая часть - финал.
III. Словарь музыкальных терминов.
Темпы.
Быстрые:
ALLEGRO – быстро, весело;
ALLEGRETTO – медленнее, чем ALLEGRO;
PRESTO – быстро;
Умеренные:
ANDANTE – умеренно;
ANDANTINO – несколько скорее, чем ANDANTE;
MODERATO- умеренно;
Медленные:
ADAGIO – медленно, спокойно;
GRAVE– важно, серьезно, медленно;
LARGO – протяжно, широко, очень медленно;
LENTO – медленно;
Другие:
ADGITATO – взволновано, возбужденно;
ATEMPO– восстановить прежний темп;
CANTABILE – певуче;
DIMINUENDO – постепенно ослабляя звучание;
DOLCE – нежно;
FORTE (F) – громко, сильно;
FORTISSIMO (FF) - очень сильно;
GIOCOSO – игриво;
LEGATO – связно, слитно;
MENO – менее;
MOLTO – много, очень;
MORENDO – замирая;
NON – нет, не;
NONMOLTO – не очень;
PIANO (P) – тихо;
PIU – более;
POСO – немного;
RITARDANDO – замедляя;
RITENUTO – постепенно задерживая;
SIMILE– так же как раньше;
SOSTENUTO – сдержанно;
STACCATO – отрывисто;
SUBITO – внезапно;
TENUTO – выдержанно;
VIVO – живо;
IV. СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ ХАРАКТЕРА ЗВУЧАНИЯ
МАЖОР весело
властно
|
МИНОР
грустно
тихо
печально
затаенно
задумчиво
мрачно
драматично
жалобно
робко
хмуро
пасмурно
таинственно
траурно
угрюмо
уныло
Музыкальные жанры (виды):
Вокальная музыка – произведения, связанные со словами и пением - это
песни: народные, массовые, эстрадные.
Классическая вокальная музыка – романсы, баллады, арии, хоровые произведения.
Вокально – инструментальные жанры – кантата, оратория
Инструментальная музыка – соната, сюита, пьеса, трио, квартет.
Симфоническая музыка – увертюра, концерт, симфония.
Музыкально – сценические жанры – опера, оперетта, балет.
Аллеманда(франц. Allemande, буквально – «немецкий танец») – старинный немецкий плавный танец, известный во Франции с 16в.; исполняется в размере 2\4 или 4\4; темп умеренно медленный. Аллеманда входила в состав танцевальных сюит.
Вальс (франц.)– один из самых распространенных бальных танцев умеренного или быстрого движения, размер 3\4, характерен плавным кружением танцующих пар. Развился из чешских и австрийских народных танцев (лендлеров). Возникнув в 19 в., вальс стал особенно популярен в ХIХ в. в виде так называемого венского вальса (создатели Ланнер, Штраусы).
Гавот (франц.) – старинный хороводный танец в умеренном, степенном
движении, размер 4\4 или 2\2, начинается с затакта, известен с 16в.
Жига (англ.) – старинный народный танец комического характера, в стремительном темпе; размеры 6\8, 9\8, 12\8 в триольном движении; с 17в. становится бальным танцем.
Мазурка(польск.) – танец мазуров, размер 3\4. Стремительный, динамический, воинственный танец и вместе с тем изящный и лиричный по манере исполнения. Характерен острым, четким ритмом, резкими акцентами, переходящими с сильной на любую из слабых долей такта. В 19в. мазурка стала популярным бальным танцем во многих европейских странах.
Менуэт (франц.) – «маленькие шажки», танец в 3\4 размере, происходит от хороводного танца местечка Пуату (Бретань). С 16в. менуэт – образец бального танца в придворных, позднее буржуазных кругах. К концу XVIII в. движения приобрели черты изысканности и жеманства, темп ускорился, сохраняя умеренность. Характерная черта исполнения – торжественность, церемонность, чопорность; шаг – плавный, в движениях много реверансов.
Полонез (польск.) – старинный польский бальный танец – шествие торжественного характера. С 16в. известен как придворный танец во Франции и других европейских странах. Широкое распространение получил в 18в.; размер 3\4. Движения танцующих пар плавные, изящные, поступь мерная, величавая.
Полька(чеш.) – народный танец быстрого движения; в размере 2\4,. Исполняется парами по кругу. В середине 19в.широко распространился как бальный танец.
Тарантелла(итал.) – народный танец, чрезвычайно живой, стремительный, непрерывного движения, в размере 6\8; сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, щелканьем кастаньет, иногда пением.
Халлинг (норв.) – мужской сольный танец умеренного движения в 2 – дольном размере. Танцующие соревнуются в исполнении сложных фигур.
Экосез(экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части, исполняется в сопровождении волынки. Как бальный танец под названием англез был известен во Франции в 17в., позднее в России при Петре I – «английский танец». С 18в. распространился под названием «шотландский». Первоначальный размер 3\4, позднее 2\4. Характерен квадратным построением, сложными фигурами; пары непрерывно меняются местами.