МБУДО «ДШИ №7» г. Магнитогорска

г. Магнитогорск, ул. Бахметьева, дом 31

Телефон

8(3519)37-30-50 (секретарь)

8(3519)37-30-56 (вахта)

Эл. почта dwi7@mail.ru

Полезные ссылки

Западные композиторы

1. Иоганн Себастьян Бах
2. Йозеф Гайдн Франц
3. Вольфганг Амадей Моцарт
4. Франц Петр Шуберт
5. Фридерик Франсуа Шопен

 

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

Бах

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог, мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров.

Детские годы

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах. В маленьком Бахе изначально была заложена страсть к музыке, ведь его предки были профессиональными музыкантами.

Обучение музыке

В десятилетнем возрасте после смерти родителей, Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе.

В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха. Им была написана первая органная музыка.

Бах 2

На службе

После окончания учёбы Иоганн Себастьян был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. Краткое содержание статьи не даёт возможности подробно остановиться на творчестве великого композитора, но именно в это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами. В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей. Трое умерли в младенчестве, а трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм. Счастливая семья имела 13 детей.

Продолжение творческого пути

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

Последние годы жизни

Бах 3

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Список основных произведений Баха

А. Вокальные произведения (в сопровождении оркестра):

I. 198 церковных кантат

II. 12 светских кантат

III. 6 мотетов

IV. Рождественская и пасхальная оратории

V. Большая месса h-moll

VI. 4 малые мессы и 5 санктусов VII. Магнификат D-dur

VIII. Страсти по Матфею и Иоанну

IX. Траурная ода

X. Церковные арии и песни

Б. Произведения для оркестра и камерная музыка:

I. 4 увертюры (сюиты) и 6 Бранденбургских концертов

II. 7 концертов для клавира с оркестром

3 концерта для двух клавиров с оркестром

2 концерта для трех клавиров с оркестром

1 концерт для четырех клавиров с оркестром

III. 3 концерта для скрипки с ор кестром

IV. 6 сольных сонат для скрипки

8 сонат для скрипки с клавиром

6 сонат для флейты с клавиром

6 сольных сонат (сюит) для виолончели

3 сонаты для виолы да гамба и клавира

3 сонаты для трио

V. Музыкальная жертва

В. Произведения для клавира:

I. Партиты, французские и английские сюиты, инвенции для двух и трех голосов, симфонии, прелюдии, фуги, фантазии, увертюры, токкаты, каприччио, сонаты, дуэты, Итальянский концерт, Хроматическая фантазия и фуга

II. Хорошо темперированный клавир

III. Гольдберговы вариации

IV. Искусство фуги

Г. Произведения для органа:

I. Прелюдии, фантазии, токкаты, фуги, канцоны, сонаты, пассакалия, концерты на темы Вивальди

II. Хоральные прелюдии

III. Хоральные вариации

ЙОЗЕФ ГАЙДН ФРАНЦ

Гайдн

Йозеф Гайдн (1732-1809) Австрийский композитор, представитель венской классической школы Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 г. в нижнеавстрийском селе Рорау, недалеко от границы с Венгрией. Качество, переданное будущему композитору от его предков – необыкновенное трудолюбие. Так, отец Гайдна, Матиас, был лучшим в округе каретником, а также занимался фермерством и виноделием. Но, несмотря «на труды праведные», семья была бедна, но пользовалась большим уважением в деревне, отец Гайднf возглавлял деревенскую администрацию. А вечерами в доме звучала музыка, родители Йозефа серьѐзно увлеклись пением и игрой на народных инструментах. Неудивительно, что в такой домашней атмосфере вырастали дети с прекрасными музыкальными способностями, трое сыновей стали музыкантами. Старший, Йозеф, обладал прекрасным голосом и мечтал научиться играть на скрипке. И когда приехавший в гости родственник предложил взять пятилетнего Йозефа с собой в город Хайнбург, где мальчик сможет получить намного лучшее музыкальное образование, родители отпустили сына. Последующие 12 лет жизни будущего великого композитора вместили много событий. За два года жизни у родственника, работавшего учителем и регентом (руководителем) церковного хора, Гайдн научился играть на скрипке и клавире, постоянно участвовал в церковных службах. Но в восемь лет в жизни мальчика произошло значительное событие: его заметил Карл Ройттер, директор капеллы венского собора св. Стефана. Ройттер и взял талантливого мальчика в капеллу. Переехать в столицу и петь в знаменитом соборе – об этом ли мечталось? Но девять последующих лет – это нелегкий труд мальчика- хориста. На содержание певчих выделялось мало денег, порой они жили впроголодь и не упускали возможности подзаработать на свадьбах, похоронах и вечеринках. Церковная служба занимала основную часть времени, Ройтера интересовала лишь одна сторона музыкального образования своих воспитанников – умение петь. 

Гайдн 2

Но любознательный и трудолюбивый Йозеф многому научился сам. Впоследствии Гайдн написал: «У меня никогда не было настоящего учителя. Я начал обучение с практической стороны – сначала пение, затем игра на музыкальных инструментах, и лишь потом – композиция. Я больше слушал, чем изучал. Я слушал внимательно и старался использовать то, что произвело на меня наибольшее впечатление. Вот так я приобретал знания и умения. Для меня звучала во всем своем разнообразии самая прекрасная музыка, которую только можно было услышать в мое время – а ее в Вене было много». Но судьба готовила юному Гайдну новое испытание: у него стал ломаться голос. К тому же Йозеф слыл сорванцом: то забрался на строительные леса, то отрезал косичку у парика своего товарища. Ройтер пригрозил наказанием, Йозеф сказал, что «лучше уйдет из хора, чем согласится быть наказанным». Ройтер выпорол юношу и выгнал со службы. 1749 - 1761 «Тем, кем я стал, сделала меня самая ужасная нужда» Фортуна отвернулась от молодого музыканта. В семнадцать лет на улице, без средств существования! Но надо выжить и добиться своей мечты! Помог приятель, дал приют бездомному юноше в каморке на чердаке. Но юноша не гнушался никакой работы: играл на улице, писал и перекладывал музыку для различных инструментов, пел в церкви. И жизнь постепенно стала налаживаться, он уже мог снять себе скромное жилье. А ночью изучал учебники по композиции, играл произведения знаменитых композиторов. Вот как сам Гайдн вспоминает об этих годах: «У меня пропал голос, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое существование. Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не совсем правильно. Так продолжалось до тех пор, пока мне не выпало счастье изучать подлинные основы искусства у господина Порпоры». При шестидесятипятилетнем известным оперным композиторе Николо Порпора Гайдн служил «музыкантом-лакеем». Он выполнял в том числе и обязанности слуги, при этом Порпора мог обозвать своего молодого ученика «ослом, олухом, плутом» и «тыкнуть в бок». Но как пишет сам Гайдн, «я все сносил терпеливо, ибо извлекал большую выгоду из указаний Николы Порпоры в области пения, композиции и итальянского языка». Несколько месяцев не прошли даром, Гайдн продолжал улучшать свое композиторское мастерство. Уже имеет успех опера «Хромой бес», из- под пера вышли квартеты, пьесы, дивертисменты. И наградой за многолетнее трудолюбие стало признание: двадцатишестилетнего Гайдна пригласили в качестве музыкального директора и композитора к графу Морцину. В его распоряжении оркестр, для которого он и написал свои первые симфонии.

Но через три года произошло поистине судьбоносное событие в жизни Гайдна. 1761-1790 Маэстро На пороге тридцатилетия фортуна по-настоящему повернулась к Гайдну: его пригласил на службу богатый венгерский магнат князь Павел Антон Эстергази. Тридцать последующих лет жизни композитора пройдут на службе у трех князей Эстергази. Из молодого бедного музыканта он станет прославленным на всю Европу композитором. Гайдн переехал в Эйзенштадт, фамильный дворец Эстергази. Князь Павел, приглашая на роль капельмейстера (руководителя) княжеской капеллы, подписал с молодым композитором контракт. Современному человеку трудно понять его условия: сочинение любой музыки по желанию господина, все произведения запрещалось исполнять вне замка Эстергази, капельмейстер должен улаживать все дела между музыкантами и князем, следить за сохранность нот и инструментов. Один или даже два раза в день Гайдн должен предстать в ливрее перед князем и получить указания или заказ на музыку. Композитор при дворе аристократа XVIII века выполнял роль слуги, подчиненному строгим условностям. Это нисколько не тяготило молодого Гайдна, он привык извлекать только главное из своего положения: он мог сочинять музыку и она тут же будет исполнена!

В 1790 году умирает Николай Эстергази. Его сын, Антон, не унаследовал от отца любовь к музыке, он распустил оркестр и отпустил своего капельмейстера «на свободу». Но решил сохранить Гайдну «место работы» и долгие годы платил композитору жалование. Причина проста: Эстергази лестно было держать у себя на службе композитора с европейской славой. (1790-1809) Триумф и закат Гайдну под шестьдесят, он никогда не покидал Австрию. В один из дней в своей почте Гайдн нашел письмо из Англии с приглашением работы. Своих «звезд» в Англии не было, музыкальная культура страны подпитывалась «импортными» музыкантами, и британские коммерсанты от музыки искали по всей Европе «выгодных гастролеров». Тридцать лет творил в этой стране Гендель, англичане считали его своей национальной гордостью. В Англии хорошо платили музыкантам, и Гайдн получил заказ на оперу и шесть симфоний. Первое же исполнение его новой симфонии удостоилось таких газетных строк: «Неудивительно, что для тех, чьи сердца неравнодушны к музыке, Гайдн – объект почитания и даже кумир, ибо, подобно нашему Шекспиру, он может повелевать страстями». Это был триумф. Впервые восторги публики относились не его хозяину-князю, а ему, Гайдну! Все восемнадцать месяцев пребывания в Англии сопровождались овациями на концертах Гайдна, в Оксфорде композитора возвели в сан доктора музыки. Но дома ждали дела, и Гайдн возвращается в Вену. Но через два года Гайдн опять влечет в Англию, Вена для маститого композитора уже не заменила Лондон ни в финансовом, ни в творческом отношении.

 И вот Гайдн опять творит в Англии. К первым шести симфониям, написанным в первую лондонскую поездку, прибавилось еще шесть, так был написан знаменитый цикл двенадцати (№ 93- 104) «Лондонских симфоний». Но любимым жанром английской публики оставалась оратория, да и сам Гайдн воскликнул после исполнения оратории Генделя в Лондоне: «Он господин над всеми нами и превосходит всех нас, как титан – карликов». Гайдн предпринял первую попытку писать ораторию. Но в 1794 году умирает Антон Эстерхази и его сын Николай II, в память деда задумал восстановить оркестр и хор, которые распустил отец. Гайдн возвращается в Эйзенштадт. Князь Николай II любил церковную музыку, произведения же Гайдна недооценивал, к тому же имел дурной характер. Из уважения к вкусам князя Гайдн создал шесть грандиозных месс. Но мысль создать ораторию не покидала композитора.

И в последние годы своей творческой деятельности Гайдн написал две оратории – «Сотворение мира» (в 1798) и «Времена года» (в 1801). Эти знаменитые произведения и стали вершиной творческого мастерства венского классика. В последние годы жизни Гайдн купил себе небольшой домик в Вене, где вел уединенный образ жизни. Но он не был забыт, со всей Европы приезжали посетители, ему присылали многочисленные награды. В последние дни жизни композитора Вену захватили французские войска под предводительством Наполеона. Французский император распорядился выставить часового, охраняющего покой умирающего Гайдна. Но стоя на пороге смерти, слабый, но вечно неунывающий композитор, как знак протеста, играл австрийский национальный гимн. Спустя несколько дней после похорон Гайдна устроили заупокойную мессу и исполнили «Реквием» Моцарта. Гайдна перезахоронили еще дважды: в 1820 году Николай II Эстергази перевез останки композитора в Эйзенштадт. Но при вскрытии могилы обнаружилось, что череп композитора отсутствует. Оказывается, два друга Гайдна подкупили могильщика на похоронах, чтобы взять голову композитора. Они признались позже «что их совесть не могла допустить, чтобы черепная коробка великого гения могла быть изъедена червями». И только в 1954 году, спустя 150 лет, великий композитор был достойно погребен. На его могиле начертаны слова: «Весь я не умру, но жить и вещать буду труды Господа».

Список основных произведений Гайдна

  • Симфонии: всего 104 симфонии, в том числе «Прощальная симфония» (1772), 6 Парижских симфоний (1786),12 Лондонских симфоний (1791-1795)
  • Концерты для различных инструментов: 20 концертов для фортепиано с оркестром, 9 концертов для скрипки с оркестром,6 концертов для виолончели с оркестром,16 концертов для других инструментов (в том числе для контрабаса, баритона, флейты, валторны)
  • Камерные ансамбли: 77 струнных квартетов,35 трио для фортепиано, скрипки и виолончели, 30 трио для струнных инструментов,12 сонат для скрипки и фортепиано,6 дуэтов для скрипки и альта
  • Фортепианные произведения: 33 сонаты для фортепиано, вариации, фантазии.
  • Оратории «Сотворение мира» (1798), «Времена года» (1800),14 месс
  • Оперы: всего 24 оперы, среди них «Асмодей, или новый хромой бес» (1751), «Аптекарь» (1768), «Неожиданная встреча» (1775), «Истинное постоянство» (1776), «Орфей и Эвридика» (1791) Песни для голоса и фортепиано.

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ

Моцарт

Вольфганг .Амадей. Моцарт родился 27 января 1756г в г. Зальцбург. Умер- 5 декабря 1791г (35 лет) в Вене. Австрийский композитор и музыкант-виртуоз. Один из самых популярных классических композиторов, Моцарт оказал большое влияние на мировую музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Самый молодой член Болонской филармонической академии за всю её историю, а также самый молодой кавалер ордена Золотой шпоры. 

Моцарту удалось покорить все музыкальные высоты, которые были доступны в то время, но успеха ему это при жизни не принесло. К сожалению, всю глубину его таланта смогли оценить лишь единицы современников, а он достоин был наивысшей степени славы. Возможно, гению не повезло с эпохой, в которой он жил, но кто знает, наслаждались бы мы сейчас его произведениями, родись он в другое время или в другом месте.

Маленькое дарование

Будущий музыкальный вундеркинд родился в семье помощника капельмейстера Леопольда Моцарта и его жены Анны-Марии 27 января 1756 года в Зальцбурге. Мать долго не могла оправиться после родов, появление на свет сына едва не стоило ей жизни. На следующий день мальчика крестили и нарекли именем Иоганн Хризостом Вольфганг Теофил. У четы Моцартов было семеро детей, но пятеро умерли в раннем детстве, остались старшая сестра Мария-Анна и Вольфганг.Отец Моцарта был талантливым музыкантом и прекрасным педагогом, работы которого многие годы были учебными пособиями.

Моцарт 2

Незаурядные музыкальные способности стала проявлять и его дочь. Занятия отца с сестрой на клавире неимоверно интересовали трехлетнего Вольфганга – он мог часами сидеть и подбирать на инструменте терции, получая наслаждение от поиска верных созвучий. Еще через год Леопольд начал разучивать с сыном небольшие пьесы, а потом он и сам стал сочинять короткие мелодии, вот только записать свои старания в нотную тетрадь ребенок еще не мог.

Сначала Вольфганг просил отца записывать его творения, а однажды и сам попытался передать сочиненную музыку нотами, которые стояли вперемешку с кляксами. Эти пробы пера обнаружил отец и поинтересовался, что же ребенок изобразил. Мальчик уверенно заявил, что это концерт для клавира. Леопольд с удивлением обнаружил среди чернильных пятен ноты и пришел в восторг, когда понял, что сын грамотно и по всем правилам записал придуманную музыку. Отец похвалил свое чадо, но сказал, что такое трудное произведение исполнить практически невозможно. Мальчик возразил, отметив, что нужно хорошо упражняться, тогда все выйдет. Спустя какое-то время ему удалось сыграть этот концерт.

Первые гастроли Вольфганга Моцарта

Дети Моцарта-отца были необычайно талантливы, поэтому Леопольд старался продемонстрировать это миру.

Моцарт 3 

Он организовал в начале 1762 года настоящее европейское турне, во время которого семейство побывало в столицах и крупнейших городах, где дети играли даже перед самой высокой публикой – императорами и герцогами. Маленький Вольфганг будто в сказке оказался – он бывал на приемах во дворцах и светских салонах, пообщался с выдающимися людьми своей эпохи, снискал похвалу и неизменно слышал в свой адрес бурю оваций. Но это требовало от ребенка ежедневного труда, такой насыщенный график мог выдержать не каждый взрослый.

Чудо-мальчик, по отзывам тех, перед кем он играл, безупречно исполнял сложнейшие пьесы и целыми часами импровизировал, соблюдая при этом строгие правила искусства. Его познания были выше, чем у многих опытных музыкантов.

Не смотря на вращение в кругах вельмож, Вольфганг Моцарт сохранил детскую непосредственность, открытость и легкость. Он не писал угрюмой музыки и не был замкнутым гением. С ним связанна масса забавных историй и курьезных случаев. 

Моцарт 4

В Лондоне Моцарты прожили больше года, где Вольфганг познакомился с сыном Баха – Иоганном Христианом, с которым он импровизировал и играл в четыре руки. Затем еще почти год семья провела в разных городах Голландии. За этот период музыкальная сокровищница Моцарта пополнилась симфонией, шестью сонатами и сборником каприччио.

Программа его выступлений всегда поражала слушателей сложностью и разнообразием. Его виртуозная игра на скрипке, клавесине и органе завораживала публику, которая прозвала мальчика «Чудом столетия». Тогда он по-настоящему покорил Европу. После долгого и изнурительного путешествия семья в 1766 году вернулась в родной Зальцбург.

Отец не дал Вольфгангу расслабляться и стал усиленно заниматься с ним композицией и репетициями концертных программ, чтобы новыми выступлениями закрепить успех.

Моцарт 5

Моцарт стал получать заказы на произведения. Для венского театра он написал «Мнимую простушку», успешно освоив новый сложный жанр. Но по каким-то причинам на сцене комическую оперу не поставили. Эту неудачу Вольфганг переживал очень тяжело.

Это были первые проявления недоброжелательности соперников к своему 12-летнему коллеге, ведь теперь он был не просто чудо-ребенком, а серьезным и знаменитым композитором. В лучах его славы было легко померкнуть.

Юный академик Вольфганг Моцарт

Тогда Леопольд решил отвезти сына на родину опер – в Италию. Три года юному Моцарту рукоплескали Милан, Флоренция, Рим, Венеция и Неаполь. Его выступления собирали огромные толпы поклонников, он играл на органе в соборах и церквях, был дирижером и певцом.

И вот долгожданный заказ от Миланского оперного театра. За полгода он написал оперу «Митридат, царь Понтийский», которая 26 раз подряд собирала аншлаги. Ему заказали еще несколько произведений, в том числе и оперу.

Моцарт 6 

Гениальная память и фантастический слух Моцарта поражали искушенных знатоков музыки – итальянцев. Однажды он услышал в Сикстинской капелле многоголосое хоровое произведение, пришел домой и записал его полностью. Оказалось, что нотами владела только церковь, выносить или переписывать их было строго запрещено, а Моцарт сделал это просто по памяти.

Еще большее обсуждение вызвало у общественности избрание Вольфганга членом Болонской академии в столь юном возрасте. Это случилось впервые в истории именитого заведения.

Такие успехи Моцарта в Италии дали надежду на осуществлении мечты его отца. Он был уверен, что теперь сын не будет обычным провинциальным музыкантом, но найти работу в Италии молодому Моцарту не удалось. Важные персоны вовремя не распознали в нем гения, и он вернулся на родину.

В опале у графа

Зальцбург встретил знаменитое семейство совсем неприветливо. Новый граф назначил Вольфганга Моцарта дирижером своего придворного оркестра, требовал полного подчинения и всячески старался его унизить.

Моцарт 7

Положение слуги Моцарта не устраивало, он не хотел писать исключительно церковную музыку и короткие развлекательные произведенияВольфганг мечтал о серьезной работе – сочинении опер.

Ему с большим трудом удалось получить отпуск, вместе с матерью Моцарт отправился в Париж, попытать счастья там, где им восхищались в детстве. Талантливому музыканту, у которого за плечами уже было почти триста разножанровых произведений, не нашлось места в столице Франции – ни заказов, ни концертов не последовало. Пришлось зарабатывать на жизнь уроками музыки, но этого едва хватало, чтобы оплатить скромный номер в гостинице. С матерью Вольфганга в Париже случился приступ, и она скончалась. Череда неудач и эта трагедия заставили его вернуться в Зальцбург.

Там граф с новым задором приступил к унижениям Моцарта – не разрешал ему организовывать концерты, заставлял обедать вместе с прислугой в то время, когда его опера «Идоменей, царь Крита» с успехом шла на сцене Мюнхенского театра.

Избавление от рабства

Моцарт принял твердое решение покончить с такой службой и подал заявление об отставке. Ни первый, ни второй раз оно подписано не было, более того, на композитора полился поток оскорблений. Вольфганг от такой несправедливости чуть не лишился рассудка. Но он собрался с силами и навсегда покинул родной город, поселившись в Вене в 1781 году.

Реквием

В жизни композитора снова наступили нелегкие времена безденежья. Средства поступали только из Праги, где его «Свадьба Фигаро» была включена в репертуар театра. В этом городе любили и ценили творчество Моцарта, и он там с удовольствием работал над «Дон Жуаном», премьера которого состоялась осенью 1787 года.

Возвращение в Вену снова принесло разочарование и финансовую нужду, но там Вольфганг написал три последних симфонии – ми-бемоль мажор, соль минор и до мажор, которые считают величайшими. Кроме этого, незадолго до кончины Моцарта состоялась премьера его оперы «Волшебная флейта».

Параллельно с работой над этой оперой он торопился завершить заказ Реквиема. Незадолго до этого к нему пришел неизвестный человек в черном одеянии и заказал заупокойную мессу. Моцарт был подавлен и угнетен после этого визита. Возможно, его давно проявившееся плохое самочувствие просто совпало с этим событием, но сам Вольфганг воспринял Реквием как предречение собственной смерти. Закончить мессу Моцарт не успел (это позже сделал его ученик Франц Ксавер Зюсмайер), он умер в ночь на 5 декабря 1791 года. О причинах его преждевременного ухода из жизни до сих пор ходят слухи, как о любом знаменитом человеке. Самый известный миф говорит о том, что его отравил композитор Сальери. Этому никогда не было никаких подтверждений.

Поскольку денег у семьи Моцарта не было, его похоронили без всяких почестей, да еще и в общей могиле, поэтому точного места его погребения никто не знает.

Основные произведения

Оперы:
«Женитьба Фигаро» (Le nozze di Figaro), 1786 В жанре оперы-буфф.
«Дон Жуан» (Don Giovanni), 1787
«Так поступают все» (Così fan tutte), 1789
«Волшебная флейта» (Die Zauberflöte), 1791. Зингшпиль
и еще около 20.

17 месс, среди которых:
- «Коронационная» (1779)
- «Реквием» (1791)

49 симфоний, среди которых:
- «Парижская» (1778)
- № 36 «Хаффнер» (1782)
- № 37 «Линцская» (1783)
- № 38 «Пражская» (1786)
- № 39 (1788)
- № 40 (1788)
- № 41 «Юпитер» (1788)

Концерты для фортепиано с оркестром
6 концертов для скрипки с оркестром
Концерт для двух скрипок с оркестром (1774)
Концерт для скрипки и альта с оркестром (1779)
2 концерта для флейты с оркестром (1778) 

ФРАНЦ ПЕТР ШУБЕРТ

Шуберт

Франц Петер Шуберт (Franz Peter Schubert) был представителем течения музыкального романтизма в Австрии. В его произведениях звучала тоска по светлому идеалу, которого так не хватало в реальной жизни. Музыка Шуберта, сердечная и задушевная, многое взяла от традиционного народного искусства. Его произведения отличаются мелодичностью и гармонией, особым эмоциональным настроем.

Родился Шуберт 31.01.1797 г., в семье Франца Теодора Шуберта – школьного учителя и самодеятельного виолончелиста. Мальчик с раннего возраста полюбил музыку и легко овладевал музыкальными инструментами. Юный Шуберт прекрасно пел – у него в детстве был отличный голос – поэтому в 1808 году его приняли в Императорскую капеллу. Общее образование он получал в школе-пансионе Конвикт. В школьном оркестре Шуберт был второй скрипкой, а вот латынь и математика давались ему нелегко.

Шуберт 2 

Из хоровой капеллы Шуберта отчислили в подростковом возрасте. В 1810 году Шуберт начал писать музыку. В течение 3-х лет он сочинил несколько пьес для фортепиано, симфонию и даже оперу. Юным дарованием заинтересовался сам знаменитый Сальери. (Он занимался с Шубертом композицией в период 1812-17 гг.)

С 1813 года Шуберт преподавал в школе. В том году он сочинил свой первый известный шедевр – песню Gretchen am Spinnrade («Гретхен за прялкой») на стихи Гёте.

Шуберт 3

Семья

В 1815–16 гг. Шуберт написал множество произведений: более полутора сотен песен, несколько инструментальных квартетов и симфоний, четыре оперетты, две мессы. В 1816 году была написана его знаменитая Пятая симфония «си бемоль мажор», песни «Лесной царь» и «Скиталец».

Композитору выпала удача познакомиться с именитым певцом-баритоном М. Фоглем. Фогль стал исполнять песни Шуберта, и они скоро завоевали популярность во всех венских салонах.

Шуберт 4

В салоне

Летом 1818 года Шуберт оставил службу в школе и уехал в резиденцию известного ценителя искусств, мецената – графа Иоганна Эстергази. Там он занимался преподаванием и продолжал писать музыку. В этот период была создана Шестая симфония. Вернувшись в Вену, композитор получил выгодный заказ на оперетту «Братья-близнецы». Премьера музыкального спектакля состоялась в 1820 году – она была успешной.

Следующие два года были трудными для композитора в финансовом плане. Добиваться благосклонности меценатов он не умел и не хотел. В 1822 году он закончил работу над оперой «Альфонсо и Эстрелла», но она так и не была поставлена.

 

В течение 1823 года композитора преследовали тяжёлые болезни. Невзирая на физическую слабость, он написал ещё две оперы. Эти произведения тоже не увидели сцены. Композитор не падал духом и продолжал творить. Музыка к пьесе Розамунда и песенный цикл под названием «Прекрасная мельничиха» были отлично приняты слушателями. Шуберт вновь уехал преподавать в семью Эстергази и там, в загородной княжеской резиденции, немного поправил своё здоровье.

 Шуберт 5

Памятник Шуберту в Stadtpark, Вена

В 1825 году композитор много гастролировал вместе с Фоглем по Австрии. В это время был написан вокальный цикл на слова Скотта, в который вошла знаменитая ода «Ave Maria».

Песни и вокальные циклы Шуберта были известны и популярны в Австрии – как среди благородной публики, так и среди простого народа. Во многих частных домах тогда проводились вечера, посвящённые исключительно творениям композитора – «Шубертиады». В 1827 году композитором был создан знаменитый цикл «Зимний путь».

 Шуберт 6

Могила Шуберта

Здоровье композитора, между тем, становилось всё хуже. В 1828 году он почувствовал признаки очередной тяжёлой болезни. Шуберт скончался 19.11.1828 года. Причиной смерти стал тиф – ослабленный тяжёлой работой организм композитора не смог справиться с болезнью. Похоронили его рядом с Бетховеном, но впоследствии прах был перенесён на центральное кладбище Вены. Композитору было  всего 31 год.

 

ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ШУБЕРТА

Для симфонического оркестра
Восемь симфоний, в том числе:
Симфония № 4, до минор (Трагическая), 1816 г.
Симфония № 5, си-бемоль мажор, 1816 г.
Симфония № 7, си минор (Неоконченная), 1822 г.
Симфония № 8, до мажор, 1828 г.
Семь увертюр.

Вокальные произведения
Более 600 песен, в том числе:
Цикл «Прекрасная мельничиха», 1823 г.
Цикл «Зимний путь», 1827 г.
Сборник «Лебединая песнь» (посмертный), 1828 г.
Более 70 песен на тексты Гете, среди них:
«Маргарита за прялкой», 1814 г.
«Лесной царь», 1815 г.
Более 30 духовных произведений, в том числе:
Месса ля-бемоль мажор, 1822 г.
Месса ми-бемоль мажор, 1828 г.
Более 70 светских произведений для хора и различных ансамблей.

Камерные ансамбли
Пятнадцать квартетов, в том числе:
Квартет ля минор, 1824 г.
Квартет ре минор, 1826 г.
Квинтет «Форель», 1819 г.
Струнный квинтет, 1828 г.

ФРИДЕРИК ФРАНСУА ШОПЕН

Шопен

                Фредерик Франсуа Шопен (фр. Frédéric François Chopin; польск. Fryderyk Franciszek Chopin, Фредерик Францишек Шопен; родился:1 марта (по другим данным, 22 февраля) 1810г., деревня Желязова-Воля, близ Варшавы, умер - 17 октября 1849г, г.Париж.

Польский композитор и пианист-виртуоз, педагог. Автор многочисленных произведений для фортепиано. Крупнейший представитель польского музыкального искусства. По-новому истолковал многие жанры: возродил на романтической основе прелюдию, создал фортепианную балладу, поэтизировал и драматизировал танцы - мазурку, полонез, вальс; превратил скерцо в самостоятельное произведение. Обогатил гармонию и фортепианную фактуру; сочетал классичность формы с мелодическим богатством и фантазией. Среди сочинений Шопена 2 концерта (1829, 1830), 3 сонаты (1828-1844), фантазия (1842), 4 баллады (1835-1842), 4 скерцо (1832-1842), экспромты, ноктюрны, этюды, вальсы, мазурки, полонезы, прелюдии и другие произведения для фортепиано, песни.

Шопен, до отъезда на запад, жил на территории, являющейся частью Российской империи, в силу того, что Польша перестала существовать как государство еще в 1795 году, а Варшава, по итогам Наполеоновских войн, находилась на территории, отошедшей к Российской Империи. В 1830 году прибыла весть о вспыхнувшем восстании за независимость в Польше. Шопен мечтает вернуться на родину и принять участие в боях. Сборы закончены, но по дороге в Польшу его застала страшная весть: восстание подавлено, руководителя взяли в плен.

 Шопен 2

Шопен глубоко верил в то, что его музыка поможет родному народу добиться победы. «Будет Польша блестящая, могучая, независимая!», - так  он написал в своем дневнике. Последний концерт на публике Фредерика Шопена состоялся 16 ноября 1848 года в Лондоне. Композитор завещал, чтобы его сердце после смерти перевезли в Польшу. Отец композитора - Николя Шопен (1771-1844), из простой семьи, в юности переселился из Франции в Польшу.               

С 1802 года он жил в имении графа Скарбека Желязова-Воля, где работал воспитателем детей графа. В 1806 году Николя Шопен женился на дальней родственнице Скарбеков Текле Юстине Кшижановской (1782-1861). Род Кшижановских (Кржижановских) герба Свинка ведёт своё происхождение с XIV века и владел деревней Кшижаново около Косцяна. К роду Кшижановских принадлежал, в том числе, Владимир Кржижановски, племянник Юстины Кшижановской. По сохранившимся свидетельствам, мать композитора получила хорошее образование, владела французским языком, была чрезвычайно музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Своей матери Фредерик обязан первыми музыкальными впечатлениями, привитой с младенческих лет любовью к народным мелодиям. Осенью 1810 года, спустя некоторое время после рождения сына, Николя Шопен переселился в Варшаву.

Шопен 3

В Варшавском лицее он, благодаря протекции Скарбекова, получил место после смерти преподавателя пана Маэ. Шопен был учителем французского и немецкого языков и французской литературы, содержал пансион для воспитанников лицея. Интеллигентность и чуткость родителей спаяли всех членов семьи любовью и благотворно сказывались на развитии одаренных детей. Кроме Фредерика в семействе Шопенов было три сестры: старшая - Людвика, в замужестве Енджеевич, бывшая его особенно близким преданным другом, и младшие - Изабелла и Эмилия. Сёстры обладали разносторонними способностями, а рано умершая Эмилия - выдающимся литературным талантом. Уже в детские годы Шопен проявил необыкновенные музыкальные способности. Он был окружён особым вниманием и заботой.

Подобно Моцарту, он поражал окружающих музыкальной «одержимостью», неиссякаемой фантазией в импровизациях, прирождённым пианизмом. Его восприимчивость и музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычно. Он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать на фортепиано запомнившуюся мелодию или аккорд. В своём январском номере за 1818 год одна из варшавских газет поместила несколько строк о первой музыкальной пьесе, сочинённой композитором, учащимся ещё в начальной школе. «Автор этого „Полонеза“ - написала газета, - ученик, которому ещё не исполнилось 8 лет. Это - настоящий гений музыки, с величайшей лёгкостью и исключительным вкусом. Исполняющий самые трудные фортепианные пьесы и сочиняющий танцы и вариации, которые вызывают восторг у знатоков и ценителей. Если бы этот вундеркинд родился во Франции или Германии, он привлёк бы к себе большее внимание». Молодого Шопена учили музыке, возлагая на него большие надежды. Пианист Войцех Живный (1756-1842), чех по происхождению, начал заниматься с 7-летним мальчиком. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ.

Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Окончив училище и завершив продолжавшиеся семь лет занятия у Живного, Шопен начал свои теоретические занятия у композитора Йозефа Эльснера.

В общество Шопен вносил ту ровность расположения духа лиц, которых не беспокоят заботы, которые не знают слова «скука», не привязаны ни к каким интересам. Шопен был обыкновенно весел; его колкий ум быстро отыскивал смешное даже и в таких проявлениях, которые не всем бросаются в глаза». Поездки в Берлин, Дрезден, Прагу, где он побывал на концертах выдающихся музыкантов, способствовали его развитию. С 1829 г. начинается артистическая деятельность Шопена. Он выступает в Вене, Кракове, исполняя свои произведения. Возвратившись в Варшаву, он её покидает навсегда 5 ноября 1830 года. Эта разлука с родиной была причиной его постоянной скрытой скорби - тоски по родине. К этому прибавилась в конце тридцатых годов любовь к Жорж Санд, которая дала ему больше огорчения, чем счастья вдобавок к расставанию с невестой. Проехав Дрезден, Вену, Мюнхен, он в 1831 году приехал в Париж. В пути Шопен написал дневник (так называемый «Штутгартский дневник»), отражающий его душевное состояние во время пребывания в Штутгарте, где его охватывало отчаяние из-за краха Польского восстания. В этот период Шопен пишет свой знаменитый «Революционный этюд». Первый концерт Шопен дал в Париже в 22 года. Успех был полный. В концертах Шопен выступал редко, но в салонах польской колонии и французской аристократии слава Шопена росла чрезвычайно быстро. Были композиторы, которые не признавали его талант, например, Калькбреннер и Джон Филд, но это не мешало Шопену приобрести множество преданных поклонников, как в артистических кругах, так и в обществе.

 Любовь к преподаванию музыки и пианизма была отличительной чертой Шопена, одного из немногих великих артистов, которые посвятили этому много времени. В 1837 году Шопен почувствовал первый приступ болезни лёгких (с наибольшей вероятностью, это был туберкулез). С этим временем совпадает связь с Жорж Санд (Аврора Дюпен). Пребывание на Мальорке вместе с Жорж Санд негативно отразилось на здоровье Шопена, он страдал там от приступов болезни. Тем не менее, многие величайшие произведения, в том числе 24 прелюдии, созданы именно на этом испанском острове. Зато он много времени проводил в сельской местности во Франции, где у Жорж Санд было имение в Ноане. Десятилетнее сожительство с Жорж Санд, полное нравственных испытаний, сильно подточило здоровье Шопена, а разрыв с ней в 1847 г. помимо того, что вызвал у него значительный стресс, лишил его возможности отдыхать в Ноане. Желая покинуть Париж, чтобы сменить обстановку и расширить свой круг знакомств, Шопен в апреле 1848 г. отправился в Лондон - концертировать и преподавать. Это оказалось последним его путешествием. Успех, нервная, напряженная жизнь, сырой британский климат, а главное, периодически обострявшееся хроническое заболевание лёгких, - всё это окончательно подорвало его силы.

Вернувшись в Париж, Шопен умер 5 (17) октября 1849 года. О Шопене глубоко скорбел весь музыкальный мир. На его похороны собрались тысячи поклонников его творчества. Согласно желанию покойного, на его похоронах известнейшими артистами того времени был исполнен «Реквием» Моцарта - композитора, которого Шопен ставил выше всех других (а его «Реквием» и симфонию «Юпитер» называл своими любимыми произведениями), а также была исполнена его собственная прелюдия № 4 (ми-минор). На кладбище Пер-Лашез прах Шопена покоится между могилами Луиджи Керубини и Беллини. Сердце Шопена было, согласно его воле, отправлено в Варшаву, где оно замуровано в колонну церкви Святого Креста.

Основные сочинения Шопена:

Фортепианное творчество

2 концерта для фортепиано с оркестром № 1 e-moll Op. 11 и № 2 f-moll Op. 21

3 сонаты (№ 1 c-moll Op. 4, № 2 b-moll Op. 35, № 3 h-moll Op. 58)

4 баллады

4 экспромта

4 скерцо

3 рондо

18 вальсов

58 мазурок

21 ноктюрн

16 полонезов

24 прелюдии Op. 28 и прелюдия cis-moll Op. 45

24 этюда Op. 10 и Op. 25 и 3 посмертных этюда

Вариации (в том числе «Блестящие вариации» Op. 12)

Танцевальные пьесы: Контрданс Ges-dur, 3 экосеза Op. 72 № 3

Другие произведения — «Большая фантазия на польские темы» Op. 13, «Краковяк, большое концертное рондо» Op. 14, «Большой блестящий полонез» (либо, как его чаще называют, «Andante spianato и Большой блестящий полонез») Op. 22, Тарантелла Op. 43, Концертное аллегро Op. 46, Фантазия Op. 49, Колыбельная Op. 57, Баркарола Op. 60 и т. д.