МБУДО «ДШИ №7» г. Магнитогорска

г. Магнитогорск, ул. Бахметьева, дом 31

Телефон

8(3519)37-30-50 (секретарь)

8(3519)37-30-56 (вахта)

Эл. почта dwi7@mail.ru

Полезные ссылки

Слушание музыки

1.Основные понятия музыкального искусства

2. Музыкальная форма

3. Словарь музыкальных терминов

4. Словарь признаков характера звучания

5. Жанры в музыке

6.Танцы разных народов

Справочник юного музыканта.

I.Основные понятия музыкального искусства.

Аккомпанемент – сопровождение к мелодии.

Аккорд – созвучие из трех или более звуков, расположенных (или могущих быть расположенными) по терциям.

Акцент – выделение, подчеркивание музыкального звука или аккорда. Аппликатура – расположение и порядок чередование пальцев при игре на музыкальном инструменте.

Арпеджио – исполнение звуков аккорда не одновременно, а последовательно.

 Диапазон - звуковой объем голоса или инструмента,  который определяется интервалом между самым низким и самым высоким звуком.

 Динамика – совокупность градаций громкости звучания в музыкальном произведении.

Интервал – сочетание двух звуков одновременно или последовательно.

Лад – это система высотных связей музыкальных звуков по отношению к тонике. Лад бывает мажорным или  минорным.

Мелодия - это основа музыкального искусства, она выражает определенную музыкальную мысль. Типы движения мелодии: поступенная, скачкообразная, волнообразная, орнаментальная, вьющаяся.

Метр – последовательное чередование сильных и слабых долей.

Оркестр – коллектив музыкантов, играющих на различных инструментах

Пауза – перерыв звучания в мелодии.

Программная музыка – инструментальная музыка, имеющая «программу», т.е. конкретный сюжет.

Размер такта – метрическое строение такта, показывает сколько долей в такте.

Ритм – это последовательность всех длительностей (коротких и длинных) в произведении. Он организует  музыку во времени, выполняя важную выразительную роль.

Регистр – бывает верхний, средний, нижний.

Созвучие – звучание двух или более звуков одновременно: консонанс (слитное звучание) и диссонанс (резкое звучание).

Тембр – звуковая окраска звука.

Темп – степень скорости движения. Он показатель музыкального образа.

Штрихи – прием извлечения звука (легато, стаккато, нон легато и др.).

II. Музыкальная форма.

Строение музыкальных произведений.

Музыкальные склады.

Аккордовый склад – многоголосная музыка, в которой голоса сливаются в единое, ритмически однородное целое.

Гомофонно – гармонический склад – многоголосная музыка, сочетающая солирующий голос (мелодию) и сопровождение (аккомпанемент)

Полифонический склад – многоголосная музыка, в которой каждый голос имеет самостоятельное мелодическое значение.

Смешанный склад – на протяжении всего произведения композитор не придерживается одного  стиля.

Гомофонические формы.

Период – самое короткое музыкальное построение, состоящее из двух предложений (из 4, 8 тактов), которые делятся на фразы.

Двухчастная форма – сочетание двух периодов, контрастных по тематике (A - B).

Трехчастная форма – музыкальное построение из трех разделов, из которых 1 и 3сходные по музыкальному материалу периоды(A – B - A).

Куплетная форма – часто представляет двухчастную форму с запевом и припевом.

Рондо (круг) – музыкальная форма, основанная на неоднократном возвращении главной темы (рефрен), чередующийся с эпизодами различного содержания. Эпизоды (не менее трех) излагаются в разных побочных тональностях, а рефрен – в основной. Рондо возникло из хороводных песен, в которых запевала пел все разные по музыке куплеты (эпизоды), а хор подхватывал неизменный припев (рефрен). (A – B – A – C – A – D - A и т.д.).

Вариации - музыкальная форма, в которой за изложением темы следует ее видоизмененные повторения (А-А1-А2-и т.д.).

Полифонические формы.

Имитация – (подражание), вид изложения, где тема проходит во всех голосах.

Инвенция – (выдумка), двух или трехголосное полифоническое произведение.

Канон – непрерывная имитация.

Фуга – (бег), имитационно – полифоническое  произведение, построенное в трехчастной форме (первая часть – экспозиция, где тема проходит во всех голосах последовательно; вторая часть – разработка, где идет интенсивное развитие темы в различных тональностях; третья часть – реприза – здесь тема проходит в основной тональности во всех голосах).

Циклические формы.

Циклическими называются музыкальные формы, состоящие из нескольких частей, самостоятельных по форме, контрастирующих по характеру и объединенных в художественное целое.

Сюита – циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких частей контрастирующих по темпу (медленный, быстрый).

Сонатный цикл – музыкальная форма многочастного произведения (обычно 3-4 части), в котором хотя бы одна сочинена в сонатной форме. 1-я часть, обычно быстрая, сочинена в форме сонатного аллегро, 2-я – медленная часть, 3-я часть - танец ( менуэт, у Бетховена – скерцо), 4-я часть – финал. Каждая часть сонатного цикла имеет самостоятельное значение и особую форму; вместе с тем все они пронизаны единой линией развития, утверждающей концепцию композитора.

Сонатная форма, форма сонатного аллегро – строение музыкального произведения, в основе которого лежит противопоставление 2-х, обычно контрастирующих тем. Сонатная форма состоит обычно из экспозиции, разработки и репризы. Развернутая классическая сонатная форма часто имеет еще и вступление (перед экспозицией) и коду (после репризы).

Экспозиция – изложение главной и побочной партии. Между ними обычно имеется связующая партия, подготавливающая вступление 2-й темы. Темы излагаются в основной и побочной, чаще доминантовой тональности. Следующая за побочной партией заключительная партия строится на синтезе мотивных элементов экспонированных тем и закрепляет тональность побочной партии.

Разработка - имеет  своей целью мотивное, тональное и фактурное развитие тематического материала главной и побочной партий, которое способствует напряженности общего развития формы, ее драматизации. Интенсивное модулирование происходит чаще всего в области субдоминантовых тональностей.

Реприза – воспроизводит экспозицию, не изменяя главную партию, но излагая побочную и заключительную партии в основной тональности.

Симфония – высший тип музыкального мышления, произведение написано в  четырехчастной форме: первая часть в форме сонатного аллегро, вторая часть медленная, третья часть – танец, четвертая часть -  финал.

III. Словарь музыкальных терминов.

Темпы.

Быстрые:

ALLEGRO – быстро, весело;

ALLEGRETTO – медленнее, чем ALLEGRO;

PRESTO – быстро;

Умеренные:

ANDANTE – умеренно;

ANDANTINO – несколько скорее, чем ANDANTE;

MODERATO- умеренно;

Медленные:

ADAGIO – медленно, спокойно;

GRAVE– важно, серьезно, медленно;

LARGO – протяжно, широко, очень медленно;

LENTO – медленно;

Другие:

ADGITATO – взволновано, возбужденно;

ATEMPO– восстановить прежний темп;

CANTABILE – певуче;

DIMINUENDO – постепенно ослабляя звучание;

DOLCE – нежно;

FORTE (F) – громко, сильно;

FORTISSIMO (FF) - очень сильно;

GIOCOSO – игриво;

LEGATO – связно, слитно;

MENO – менее;

MOLTO – много, очень;

MORENDO – замирая;

NON – нет, не;

NONMOLTO – не очень;

PIANO (P) – тихо;

PIU – более;

POСO – немного;

RITARDANDO – замедляя;

RITENUTO – постепенно задерживая;

SIMILE– так же как раньше;

SOSTENUTO – сдержанно;

STACCATO – отрывисто;

SUBITO – внезапно;

TENUTO – выдержанно;

VIVO – живо;

IV. СЛОВАРЬ ПРИЗНАКОВ ХАРАКТЕРА ЗВУЧАНИЯ

МАЖОР

весело
празднично
звонко
бодро
игриво
бойко
легко
живо
ярко


ТОРЖЕСТВЕННО
величественно
победно
величаво
восторженно

властно


ЭНЕРГИЧНО
мужественно
решительно
смело
сильно
крепко
гордо
властно

 

 

МИНОР

грустно

тихо

печально

затаенно

задумчиво

мрачно

драматично

жалобно

робко
хмуро
пасмурно
таинственно
траурно
угрюмо

уныло

V. Жанры в музыке.

Музыкальные жанры (виды):

Вокальная музыка – произведения, связанные со словами и пением - это

песни: народные, массовые, эстрадные.

Классическая вокальная музыка – романсы, баллады, арии, хоровые произведения.

Вокально – инструментальные жанры – кантата, оратория

Инструментальная музыка – соната, сюита, пьеса, трио, квартет.

Симфоническая музыка – увертюра, концерт, симфония.

Музыкально – сценические жанры – опера, оперетта, балет.

VI. Танцы разных народов.

Аллеманда(франц. Allemande, буквально – «немецкий танец») – старинный немецкий плавный танец, известный во Франции с 16в.; исполняется в размере 2\4 или 4\4; темп умеренно медленный. Аллеманда входила в состав танцевальных сюит.

Аллеманда

Вальс (франц.)– один из самых распространенных бальных танцев умеренного или быстрого движения, размер 3\4, характерен плавным кружением танцующих пар. Развился из чешских и австрийских народных  танцев (лендлеров). Возникнув в 19 в., вальс стал особенно популярен в ХIХ в. в виде так называемого венского вальса (создатели Ланнер, Штраусы).

Вальс

Гавот (франц.) – старинный хороводный танец в умеренном, степенном

движении, размер 4\4 или 2\2, начинается с затакта, известен с 16в.

Гавот

Жига (англ.) – старинный народный танец комического характера, в стремительном темпе; размеры 6\8, 9\8, 12\8 в триольном движении; с 17в. становится бальным танцем.

Жига

Мазурка(польск.) – танец мазуров, размер 3\4. Стремительный, динамический, воинственный танец и вместе с тем изящный и лиричный по манере исполнения. Характерен острым, четким ритмом, резкими акцентами, переходящими с сильной на любую из слабых долей такта.   В 19в. мазурка стала популярным бальным танцем во многих европейских странах.

Мазурка

Менуэт (франц.) – «маленькие шажки», танец в 3\4 размере, происходит от хороводного танца местечка Пуату (Бретань). С 16в. менуэт – образец бального танца в придворных, позднее буржуазных кругах. К концу XVIII в. движения приобрели черты изысканности и жеманства, темп ускорился, сохраняя умеренность. Характерная черта исполнения – торжественность, церемонность, чопорность; шаг – плавный, в движениях много реверансов.

Менуэт

Полонез (польск.) – старинный польский бальный танец – шествие торжественного характера. С 16в. известен как придворный танец во Франции и других европейских странах. Широкое распространение получил в 18в.; размер 3\4. Движения танцующих пар плавные, изящные, поступь мерная, величавая.

Полонез

Полька(чеш.) – народный танец быстрого движения; в размере 2\4,. Исполняется парами по кругу. В середине 19в.широко распространился как бальный танец.

Полька

Тарантелла(итал.) – народный танец, чрезвычайно живой, стремительный, непрерывного движения, в размере 6\8; сопровождается игрой на гитаре, ударами тамбурина, щелканьем кастаньет, иногда пением.

Тарантелла

Халлинг (норв.) – мужской сольный танец умеренного движения в 2 – дольном размере. Танцующие соревнуются в исполнении сложных фигур.

Халлинг

Экосез(экоссез; франц. [dance] ecossaise — «шотландский [танец]») — старинный шотландский народный танец, происходящий от контрданса. Отличительные черты — быстрый темп, размер 2/4, обычно в мажорном ладу. Музыкальная форма экосеза представляет собой две повторяющиеся 8- или 16-тактовые части, исполняется в сопровождении волынки. Как бальный танец под названием англез был известен во Франции в 17в., позднее в России при Петре I – «английский танец». С 18в. распространился под названием «шотландский». Первоначальный размер 3\4, позднее 2\4. Характерен квадратным построением, сложными фигурами; пары непрерывно меняются местами.

Экосез